Место и роль таможенного контроля после выпуска товаров в системе таможенного контроля
Основы ТКПВТ были заложены в Таможенном кодексе РФ 1993 г. Вне зависимости от выпуска товаров и транспортных средств таможенный контроль мог быть проведен в любое время, если имелись достаточные основания полагать, что нарушены нормы законодательства РФ или международного договора РФ, контроль за исполнением которого возлагался на таможенные органы РФ. В процессе осуществления последующего… Читать ещё >
Место и роль таможенного контроля после выпуска товаров в системе таможенного контроля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Становление и развитие таможенного контроля после выпуска товаров в Российской Федерации
Таможенный контроль после выпуска товаров не является новеллой для российского законодательства, однако его роль и значение возросли с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон о таможенном регулировании), а также с принятием Правительством РФ распоряжения от 29 июня 2012 г. № 1125-р «Об утверждении плана мероприятий („дорожной карты“) „Совершенствование таможенного администрирования“», согласно которому развитие и совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров (ТКПВТ) стали одной из приоритетных задач таможенной службы.
Основы ТКПВТ были заложены в Таможенном кодексе РФ 1993 г. Вне зависимости от выпуска товаров и транспортных средств таможенный контроль мог быть проведен в любое время, если имелись достаточные основания полагать, что нарушены нормы законодательства РФ или международного договора РФ, контроль за исполнением которого возлагался на таможенные органы РФ. В процессе осуществления последующего контроля должностные лица таможенных органов могли производить проверку наличия товаров и транспортных средств, проводить их повторный таможенный досмотр, перепроверять сведения, указанные в таможенной декларации, проверять коммерческие документы и другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим и иным операциям, связанным с товаром. Таможенный контроль после выпуска товаров проводился по месту нахождения декларанта либо любого иного лица, прямо или косвенно имеющего отношение к операциям с товарами или владеющего необходимыми документами.
Основными методами ТКПВТ в этот период являлись методы аудита, направленные на установление достоверности бухгалтерской отчетности предприятия и соответствия совершаемых им финансовых операций таможенному законодательству РФ.
Таможенным кодексом РФ 1993 г. не было установлено, какие формы таможенного контроля применяются исключительно при осуществлении ТКПВТ, но, как правило, последующий контроль проводился в рамках проверки финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, таможенных брокеров либо иных лиц, контроль за деятельностью которых осуществляли таможенные органы РФ. При проведении проверки финансовохозяйственной деятельности должностные лица таможенных органов обладали широким кругом полномочий:
- — требовать безвозмездного предоставления и знакомиться с любой документацией и информацией, касающейся осуществления внешнеэкономической и иной хозяйственной деятельности, имеющей отношение к таможенному делу;
- — получать от должностных лиц и других работников справки, письменные и устные объяснения;
- — опечатывать помещения;
- — изымать по акту, составляемому по установленной форме, документы, если они должны были быть проверены в другом месте.
Полученная должностными лицами информация являлась конфиденциальной, а их действия не должны были причинить неправомерного ущерба лицу, чья финансово-хозяйственная деятельность проверялась.
Субъектами инспекционной деятельности выступали подразделения таможенной инспекции таможенных органов РФ, осуществляющие ТКПВТ и транспортных средств.
Объектами инспекционных мероприятий являлись деятельность участников ВЭД и иных лиц, контроль за деятельностью которых возложен на таможенные органы, а также товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ.
Целями инспекционной деятельности таможенных органов РФ являлись:
- 1) обеспечение соблюдения законодательства РФ и международных договоров РФ;
- 2) совершенствование форм и методов таможенного контроля;
- 3) увеличение поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет.
Достижение указанных целей осуществлялось путем решения ряда задач:
- 1) изучение причин и условий, способствующих уклонению, неполному внесению в бюджет участниками ВЭД таможенных платежей;
- 2) разработка и внедрение в практику деятельности таможенных органов механизмов контроля за деятельностью тех участников ВЭД, которые допускают нарушение таможенного законодательства РФ;
- 3) организация проверок финансово-хозяйственной деятельности лиц, контроль за деятельностью которых возложен на таможенные органы;
- 4) создание правовых основ взаимодействия таможенных органов с правоохранительными и контролирующими органами в части реализации функций инспекционной деятельности и др.
Решение о проведении ТКПВТ и транспортных средств могли принимать: председатель (заместитель председателя) ГТК России, начальник (заместитель начальника) Главного управления по борьбе с контрабандой ГТК России, начальник (заместитель начальника) Управления таможенной инспекции ГТК России, начальник (заместитель начальника) РТУ, начальник (заместитель начальника) таможни.
Основаниями проведения ТКПВТ могли послужить данные, указывающие на возможные нарушения таможенного законодательства РФ, которые могли быть получены в результате осуществления оперативно-разыскной деятельности, анализа статистической информации, а также анализа таможенных деклараций и других документов, сообщений и заявлений российских и иностранных лиц, средств массовой информации, материалов, полученных от иных государственных органов.
Федеральным законом от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ была принята новая редакция ТК РФ (ТК РФ 2003 г.), которая повлекла за собой развитие правовой и организационной базы ТКПВТ. В ТК РФ 2003 г. появляется новый термин, который сменяет понятие «таможенный контроль после выпуска товаров», — «проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств». Впервые устанавливается срок, в течение которого таможенные органы вправе осуществлять проверку заявленных при таможенном оформлении сведений на этапе после выпуска товаров — один год со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. Контроль за оборотом ввезенных товаров осуществлялся двумя путями:
- 1) проверкой сведений, подтверждающих выпуск таких товаров таможенными органами в соответствии с требованиями и условиями, которые установлены ТК РФ;
- 2) проверкой наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию РФ.
Частью 4 ст. 363 ТК РФ 2003 г. было установлено право таможенных органов запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, в том числе в форме электронных документов, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами, а в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, — также и к последующим операциям с данными товарами у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами в целях осуществления проверки достоверности сведений после выпуска товаров.
При осуществлении ТКПВТ могли быть применены все формы таможенного контроля, предусмотренные ст. 366 ТК РФ 2003 г., но основным инструментом последующего контроля выступала таможенная ревизия — прототип таможенной проверки.
Таможенная ревизия — проверка факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией у проверяемых лиц.
Таможенная ревизия проводилась подразделениями таможенной инспекции таможенных органов РФ, порядок организации, проведения и оформления результатов таможенной ревизии был установлен рядом нормативных актов ГТК России, а впоследствии ФТС России[1]. В процессе проведения таможенной ревизии должностные лица таможенных органов основывали свои действия на принципах (объективности, конфиденциальности и др.) и методах (исследование документов, наблюдение и др.) аудита. Таможенная ревизия осуществлялась в двух формах —общей и специальной, принципиальная разница между ними состояла в сроках проведения и объеме предоставленных должностным лицам таможенных органов полномочий.
С 1 июля 2010 г. на территории РФ начал применяться Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) в рамках ЕврАзЭС. В отличие от годичного срока, предусмотренного ТК РФ 2003 г., ст. 99 ТК ТС устанавливает, что таможенные органы проводят ТКПВТ в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем (законодательством государств — членов ЕАЭС может быть установлен более продолжительный срок проведения ТКПВТ, который не может превышать пяти лет).
Одной из новых форм таможенного контроля, предусмотренных ТК ТС, стала таможенная проверка. Таможенная проверка по своей правовой сущности мало чем отличается от таможенной ревизии. Таможенный кодекс ТС и Закон о таможенном регулировании расширили предмет таможенной проверки, увеличили круг лиц, в отношении которых может проводиться проверка, увеличили срок проведения проверки, а также изменили порядок проведения такой проверки (табл. 1).
Последние годы одной из основных задач таможенной службы РФ является смещение акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров, этим обусловлена эволюция этого вида таможенного контроля. Перенос таможенного контроля на этап после выпуска обеспечит экономическую безопасность РФ, сократит время таможенного декларирования, минимизирует расходы участников ВЭД, а также позволит более эффективно выявлять, предупреждать и пресекать нарушения таможенного законодательства ЕАЭС законодательства РФ о таможенном деле.
Таблица 1
Сравнительный анализ таможенной проверки и таможенной ревизии.
Таможенная ревизия. | Таможенная проверка. |
Формы | |
Общая и специальная. | Камеральная и выездная. |
Срок проведения | |
Общая: нс более трех рабочих дней; специальная: не более двух месяцев, возможно продление еще на один месяц. | Камеральная: срок не указан; выездная: не более двух месяцев, возможно продление еще на один месяц. |
Окончание табл. 1
Таможенная ревизия. | Таможенная проверка. |
Ограничения периодичности проведения | |
Повторное проведение специальной таможенной ревизии у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров не допускается. | Камеральные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения. Плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще одного раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица. Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов (УЭО) проводятся таможенными органами один раз в три года. Внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения. |
Проверяемые лица | |
в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством РФ и (или) с ТК РФ для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;
|
с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру; — лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу. |
- [1] См.: приказы ГТК России от 16 сентября 2003 г. № 1023 «Об утвержденииформ документов, используемых при проведении таможенной ревизии и осмотрапомещений и территорий, и Инструкции по их заполнению», от 11 июня 2004 г.№ 663 «Об утверждении Порядка организации и проведения таможенной ревизии»; приказы ФТС России от 6 ноября 2008 г. № 1378 «Об утверждении Порядкаорганизации и проведения таможенной ревизии», от 25 августа 2009 г. № 1560"Об утверждении Порядка проведения проверки документов и сведений послевыпуска товаров и (или) транспортных средств".