Финансовые ресурсы фирмы
Как мы знаем, после вычета всех расходов из совокупного дохода фирма получает чистую прибыль, которая также может использоваться для финансирования производства. В разных отраслях экономики фирмы получают различную по своей величине прибыль. От чего зависит величина прибыли? Она определяется двумя главными факторами. Во-первых, степенью конкуренции в отрасли. Чем более конкурентной является… Читать ещё >
Финансовые ресурсы фирмы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для финансирования своего развития фирма использует несколько видов ресурсов, которые имеются в ее распоряжении. К ним относятся: амортизация, прибыль, выпуск ценных бумаг, кредиты.
Все финансовые ресурсы, но источникам поступлений могут быть подразделены на две большие категории: внутренние (собственные) и внешние (привлеченные). Внутренние ресурсы выявляются в ходе коммерческой деятельности компании за счет прибыли, амортизации, акционерного капитала и формирования специальных фондов, а также за счет задолженности перед поставщиками производственных ресурсов. К привлеченным средствам относятся коммерческий (торговый) и банковский кредит, субсидии и льготы государства.
Когда фирма продает товар, выручка от продажи составляет ее совокупный доход. Из этого дохода фирма должна уплатить налоги, требуемые государством. Затем фирме необходимо оплатить стоимость использованных ресурсов (сырья и материалов), а также выплатить заработную плату персоналу. Все эти расходы называются переменными, так как их величина зависит от объема производства. Чем большее количество товара производит фирма, тем больше ей надо сырья, материалов и работников. Переменные расходы требуют немедленной выплаты и не могут использоваться для финансирования будущего производства.
Как мы знаем, после вычета всех расходов из совокупного дохода фирма получает чистую прибыль, которая также может использоваться для финансирования производства. В разных отраслях экономики фирмы получают различную по своей величине прибыль. От чего зависит величина прибыли? Она определяется двумя главными факторами. Во-первых, степенью конкуренции в отрасли. Чем более конкурентной является отрасль, тем меньше возможности у фирмы назначить более высокую цену. Конкуренция между продавцами заставит фирму снизить цену, вплоть до ее средних издержек. Соответственно, и прибыль в конкурентной отрасли будет меньше или даже отсутствовать. И напротив, если отрасль не подвержена сильной конкуренции, фирмы могут назначать довольно высокие цены и получать высокую прибыль. Наибольшими преимуществами в этом отношении пользуется фирма-монополист, которая получает самую большую из возможных прибылей — монопольно высокую прибыль.
Вторым фактором прибыли служит стратегия самой фирмы. Даже в отрасли совершенной конкуренции отдельная фирма может получить значительную прибыль, но нс за счет высокой цены, а исключительно благодаря снижению своих издержек производства. Пусть, например, на конкурентном рынке игрушек цена равняется 100 руб. за 1 шт., что соответствует средним издержкам производства. Если фирма изобретет способ выпуска игрушек с издержками в 50 руб. (например, фирма может применить более качественные материалы или будет использовать роботов в качестве работников), то, продавая, но рыночной цене в 100 руб., фирма с каждой игрушки получит прибыль в размере 50 руб.
Полученная прибыль может использоваться для различных целей. В акционерном обществе часть прибыли распределяется в виде дивидендов собственникам фирмы и только оставшаяся часть — нераспределенная прибыль — возвращается на фирму для расширения ее производства. Индивидуальный собственник может быть слабо заинтересован в дальнейшем развитии фирмы и потратит прибыль на дополнительное потребление (отдых, развлечения, товары потребительского назначения).
Чтобы получить финансовые средства для производства, фирмы часто прибегают к выпуску ценных бумаг — акций и облигаций. Выпуская ценные бумаги, фирма обменивает их на деньги. Люди, покупающие ценные бумаги, предоставляют свои деньги в распоряжение фирмы. В определенном смысле фирма из ничего получает все, из воздуха делает деньги. Этот механизм подобен тому, как если бы фантики от конфет обменивались на настоящие конфеты.
Почему же находятся люди (их называют «инвесторы»), готовые покупать ценные бумаги фирмы? Как легко догадаться, эти люди тоже что-то получают взамен — или рассчитывают получить.
Акция дает своему владельцу право собственности на фирму: право участвовать в управлении делами фирмы (голосовать па общих собраниях акционеров за те решения, которые устраивают акционера) и право на получение дивиденда, величина которого зависит от общего результата деятельности компании и от ее политики. Облигация не дает права на участие в делах компании. Однако облигация предоставляет своему владельцу (держателю облигации) стабильные выплаты, вне зависимости от состояния дел на фирме, и даже если фирма терпит банкротство и вынуждена прекратить производство, держатели облигаций в первую очередь получают то, что еще можно получить, — стоимость компании. Только после того, как все претензии владельцев облигаций удовлетворены, свою долю (если что-то остается) получают акционеры. Зато если деятельность фирмы проходит удачно, акционеры могут рассчитывать на увеличение дивиденда — держатели облигаций всегда получают один и тот же доход.
В случае если владелец ценной бумаги «передумал» и не хочет более финансировать фирму, он может продать акцию или облигацию на специальном рынке — фондовой бирже. Выигрыш от изменения курсовой стоимости ценной бумаги — цена продажи может оказаться выше цены покупки — это еще один стимул инвесторов вкладывать средства в фирму.
Вопрос для размышления
Что является более рискованной цепной бумагой — акция или облигация?
Для финансирования производства фирма может взять кредит. Фирма берет деньги в долг и обязуется его вернуть через определенный срок. Так как владелец денег (кредитор) получит свои деньги только в будущем и сегодня он не сможет ими распоряжаться (теперь ими распоряжается фирма-заемщик), кредитор хочет получить компенсацию за неиспользование денег в течение срока действия кредита. Для удобства заемщика компенсация выплачивается определенными долями ежегодно в виде процентных платежей. Процентные платежи аналогичны амортизации: долг фирмы «амортизируется» на тот период, на который выдан кредит. Например, при кредите в 100 тыс. руб., выданном фирме на 5 лет под 10% годовых, компания ежегодно должна будет выплачивать кредитору сумму, равную 0,1 • 100 000 = 10 тыс. руб. В конце пятого года фирма заплатит кредитору процент и основную сумму долга, т. е. 110 тыс. руб. Общая стоимость кредита составит, таким образом, И) + 10 + 10 + 10 + 10 + 100 = 150 тыс. руб., из которых 50 тыс. руб. приходятся на компенсацию кредитору потери межвременной стоимости отданных в долг денег.
Кредиты разделяются на два вида: кредиты государства, которые предоставляются, как правило, под льготные условия — на длительные сроки под низкие ставки процента, нередко с правом невозвращения; кредиты частных агентов — банков и других компаний. Кредит может предоставляться как в денежном виде (банковский кредит), так и в виде товаров (товарный кредит). Кроме того, кредиты могут предоставляться как на длительные сроки (долгосрочные кредиты, как правило, для финансирования крупных проектов по расширению производства), так и для краткосрочных проектов (финансирование сбыта, освоение новых рынков).