Понятие портфолио.
Портфолио бакалавра как средство оценивания результатов обучения
Представить работодателю наиболее полную информацию о выпускнике, которую невозможно получить, руководствуясь лишь результатами экзаменов, зачетов и других традиционных форм контроля; Исходя из вышесказанного, портфолио не просто является современным и, что самое главное, эффективным средством оценки результатов обучения, но способствует решению важнейших задач: Отражать результаты обучения… Читать ещё >
Понятие портфолио. Портфолио бакалавра как средство оценивания результатов обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Портфолио — совокупность сертифицированных (документированных) индивидуальных учебных достижений, выполняющая роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с экзаменационными оценками и защитой диплома, определяющая образовательный рейтинг выпускников ВУЗа.
«Портфолио» — это современное средство оценивания, нацеленное в большей степени, чем традиционное на выявление:
объективного уровня навыков и умений, особенно практических;
неусвоенных или плохо усвоенных знаний;
сформированных умений, а так же динамики их развития в процессе обучения;
положительной мотивации к обучению;
заинтересованности и увлеченности тем или иным предметом;
уровня развития мышления;
Исходя из вышесказанного, портфолио не просто является современным и, что самое главное, эффективным средством оценки результатов обучения, но способствует решению важнейших задач:
формирование и поддержка положительной мотивации студентов к обучению;
поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможностей самообучения и саморазвития;
формирование умения обучаться — постановка цели, планирование и организация собственной учебной деятельности;
содействие индивидуализации (персонализации) образования студентов;
реализация дополнительных предпосылок и возможностей для самореализации студентов;[9].
Однако, несмотря на всю инновационность портфолио как средства оценки результатов обучения, нужно понимать, что слово «портфолио», как и идея собирать собирания свои работы, появились гораздо раньше XX века. В XIX веке этим итальянским словом назывался альбом с фотографиями, а в эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда они заявляли свои права на место в академии художеств или на строительный проект. Представленные в портфолио документы помогали не только сформировать впечатление о стиле, качестве и направлении работы человека, но и о динамике развития его мастерства. Стоит отметить, что как среди фотографов, так и среди художников до сих пор применяется слово «портфолио» для обозначения все того же собрания работ.
Традиционная форма образовательного портфолио — это некоторая подборка, коллекция или собрание работ, цель которой заключается в демонстрации успехов и достижений студента в течение обучения в ВУЗе. Портфолио представляет из себя альтернативный способ оценки результатов обучения наряду с традиционными формами (зачет, экзамен, курсовая работа), и позволяет решить две основные задачи:
отслеживание индивидуального прогресса студента, достигнутого им на протяжении всего обучения в ВУЗе;
оценка его образовательных достижений и дополнение результатов экзаменов, зачетов и других традиционных форм контроля. В таком случае портфолио может служить важным приложением к диплому. 9].
Сейчас сторонники, пропагандисты идеи портфолио отмечают, что оно может быть чем-то гораздо большим, чем просто средством оценивания или собранием учебных работ студентов. Это — новый подход к обучению, новый способ работы, выражающий современное, новое понимание процесса преподавания и учения, новую культуру обучения.
Портфолио отражает результаты индивидуального образовательного развития студента, что может быть отличным дополнением к диплому т.к. оно позволяет:
представить работодателю наиболее полную информацию о выпускнике, которую невозможно получить, руководствуясь лишь результатами экзаменов, зачетов и других традиционных форм контроля;
работодателю отслеживать «перспективных» выпускников, руководствуясь их личными достижениями, возможностями и образовательной активностью;
отражать результаты обучения не только в качестве достаточно редких контрольных результатов (сессий), но в качестве динамики долгосрочного развития;
свидетельствует не только о способностях выпускника, но и умении их реализовать, о его самоорганизации и коммуникативных навыках (т.к. портфолио представляет наряду с результатами олимпиад результаты проектно-исследовательской деятельности, социальных практик, творческие работы). 9].
Портфолио отвечает интересам студента, вуза, работодателя и является отличным дополнением к общеобразовательным документам выпускника (диплому), позволяя наиболее полно сформировать картину о его умениях, навыках и достижениях.