Совершенствование мотивации персонала организации на основе выявления его потребностей
Определение психотипов позволяет: во-первых, определить персональные мотиваторы (возможность проявить свою креативность, предложение карьерного роста, предоставление улучшенных условий труда и т. д.); во-вторых, помогает сформировать команду (отдел) по их взаимным интересам, что уменьшает уровень напряженности и конфликтности в коллективе. В результате тестирования выявляется доминирующий или… Читать ещё >
Совершенствование мотивации персонала организации на основе выявления его потребностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Среди наиболее приемлемых способов выявления потребностей можно выделить следующие:
- — анализ биографических фактов (важную информацию можно извлечь из данных по возрасту, полу, образованию);
- — проведение опросов и интервью с сотрудниками;
- — тестирование с целью выделения психотипов по темпераменту и стилям мышления.
Рассмотрим каждый из способов подробно, выделим мотиваторы, которыми можно воздействовать на сотрудников.
Анализ биографических фактов. При приеме нового сотрудника руководитель и кадровый работник знакомятся с его резюме, и уже на данном этапе можно прогнозировать наличие у него определенных потребностей и интересов и, следовательно, выстраивать ориентированную на него систему стимулов в случае позитивного решения вопроса о приеме на работу.
Интервью как метод выявления потребностей сотрудников. Интервью — это беседа руководителя или кадрового работника с конкретным сотрудником с целью выявления его интересов и потребностей.
Интервью может быть индивидуальным (с одним сотрудником) и групповым (с группой сотрудников).
Различают формализованное (стандартизованное, структурированное) интервью и неформализованное (свободное) интервью. В первом случае беседа проводится с использованием одинаковых, стандартных вопросов, во втором случае она протекает в свободной форме. В ходе стандартизованного и свободного интервью можно получить достоверную информацию об интересах и предпочтениях сотрудника.
Интервью — эффективный и достаточно простой метод сбора информации об интересах и потребностях сотрудников, применяемый с целью разработки системы мотивации. Однако он требует затрат времени и усилий, поэтому в практической работе с персоналом используется не часто.
Анкетирование — это опрос сотрудников при помощи специального бланка-анкеты, на котором сформулированы вопросы по выявлению их интересов и потребностей (пример анкеты приведен в приложении А).
Анализ результатов анкетирования обычно проводится в процентном выражении. То есть: «…анализ результатов проведенного анкетирования показал, что 40% опрошенных считают, что…, 15% выразили мнение, что…».
Итак, преимущество анкетирования по сравнению с методом интервью заключается в оперативном сборе большого массива информации по выявлению мнений и позиций всех сотрудников или определенной группы относительно существующей или разрабатываемой системы стимулирования.
Третий способ выявления потребностей — тестирование с целью выделения психотипов по темпераменту и стилям мышления. Потребности сотрудника, кроме таких факторов, как воспитание, возраст, пол, образование и жизненный путь, определяются также его характером (психотипом).
Тесты — наиболее приемлемый способ определения таких психотипов, они состоят из списка конкретных вопросов, при оценке которых используются определенные шкалы значений, обеспечивающие объективность получаемой информации о сотруднике.
К каждому тесту прикладывается протокол, в котором сотрудник фиксирует свои ответы, а также ключи, по которым следует обрабатывать результаты тестирования и формулировать оценки.
Преимущества тестирования по сравнению с такими методами выявления и оценки интересов и потребностей сотрудников, как интервьюирование и анкетирование, заключаются в том, что этот метод позволяет оперативно, в сжатые сроки, собрать объективную информацию о сотруднике.
В результате тестирования выявляется доминирующий или смешанный темперамент, а также стиль мышления сотрудника. На основе полученной информации формулируются предварительные выводы относительно доминирующих потребностей, имеющихся у сотрудника. Затем проводится интервью с сотрудником для уточнения и конкретизации полученных выводов.
Определение психотипов позволяет: во-первых, определить персональные мотиваторы (возможность проявить свою креативность, предложение карьерного роста, предоставление улучшенных условий труда и т. д.); во-вторых, помогает сформировать команду (отдел) по их взаимным интересам, что уменьшает уровень напряженности и конфликтности в коллективе.
Наиболее сложной, но в то же время главной задачей мотивационного менеджмента является идентификация таких потребностей сотрудников и предоставление условий их максимального удовлетворения, а как результат — разработка системы стимулирования каждого конкретного работника или коллектива в целом.