Система письма.
Руническое письмо
Однако особенности орхонского алфавита не плавно переходило в енисейское письмо, оно в течение длительного времени сохраняется без больших изменений, но, испытывая влияние енисейского письма, бытует в пережиточных формах одновременно и параллельно с енисейскими знаками. А значит, в раннем средневековье орхонское и енисейское письмо существовало как два самостоятельных алфавита. И. Л. Кызласов… Читать ещё >
Система письма. Руническое письмо (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Выделяются 7 групп орхоно-енисейского письма: ленско-прибайкальская, енисейская, монгольская, алтайская, восточно-туркестанская, среднеазиатская, восточно-европейская.
Алфавит классического периода (VIII в. н. э.) в орхонской разновидности состоял из 38 букв и словоразделительного знака. Всего же, с учётом региональных и хронологических вариантов, насчитывается более 50 графем. Направление письма горизонтальное, справа налево. Словоразделительный знак ставится между словами, конец предложения не отбивается.
Древнетюркское руническое письмо — буквенная (не слоговая) система: отдельные знаки обозначают либо гласные, либо согласные звуки, около десяти букв служат для передачи сочетаний двух согласных или гласного с согласным. Оригинальная особенность письма — наличие пар самостоятельных букв для большинства велярных и палатальных согласных. Это позволило построить систему письма таким образом, чтобы не выписывать широкие гласные корневых и гласных аффиксальных слогов, за исключением конечных открытых слогов, экономя на длине слов.
Орхонский и енисейский алфавиты
рунический древнетюркский письменность алфавит Исследователи отмечают влияние енисейского письма на орхонские рунические тексты уйгурского периода. И вот какое они приводят объяснение.
Во второй половине VIII в. уйгуры в ходе завоевания Тувы встретились с местным населением, которое писало на енисейском алфавите. Это повлияло на них: енисейский алфавит стал распространяться по каганату. После падения Уйгурского государства в 840 г. влияние этой письменности приобретает наибольшее воздействие, что связано с ростом политического значения его носителей.
Влияние енисейского алфавита выражалось в применении его отдельных знаков, иногда параллельно с орхонскими формами, или полностью вытесняя их. Напротив, некоторые буквы, характерные для орхонских текстов продолжали существовать позднее, вплоть до X в.
Однако особенности орхонского алфавита не плавно переходило в енисейское письмо, оно в течение длительного времени сохраняется без больших изменений, но, испытывая влияние енисейского письма, бытует в пережиточных формах одновременно и параллельно с енисейскими знаками. А значит, в раннем средневековье орхонское и енисейское письмо существовало как два самостоятельных алфавита. И. Л. Кызласов. Рунические письменности Евразийских степей. М.;1994. стр.82−88.
В IX—X вв. енисейским алфавитом пользовалось разноэтничное тюркоязычное население в Туве, Северо-Западной Монголии, Прииртышье и на Горном Алтае. Об этом свидетельствуют надписи, найденные на предметах, происходящих из погребений. В кургане Аржан II (Тува), содержащем захоронение IX—X вв. с конем, характерное для тюрок-тугю, встречен, например, костяной псалий с енисейскими буквами.
Орхонская и енисейская письменности являются, прежде всего, не этническим, а культурно-политическим, государственным признаком. Конечно, создателем и распространителем любого алфавита был конкретный этнос. Поэтому, за каждым алфавитом изначально стоит определенная этническая группа, обладающая государственной властью и соответствующим аппаратом управления. И. Л. Кызласов. Рунические письменности Евразийских степей. М.;1994. стр.212−213.