Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Теология Э. Бруннера

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Швейцарский реформатский теолог Эмиль Бруннер (1889—1966), профессор Цюрихского университета (с 1924 г.) развивал вместе с Бартом диалектическую теологию и критиковал протестантский либерализм. В 1928 г. он читал курс лекций в США и в 1929 г. издал там книгу «Теология кризиса», способствовавшую возникновению американской неоортодоксии. Но затем Бруннер отходит от основной идеи бартианства… Читать ещё >

Теология Э. Бруннера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Швейцарский реформатский теолог Эмиль Бруннер (1889—1966), профессор Цюрихского университета (с 1924 г.) развивал вместе с Бартом диалектическую теологию и критиковал протестантский либерализм. В 1928 г. он читал курс лекций в США и в 1929 г. издал там книгу «Теология кризиса», способствовавшую возникновению американской неоортодоксии. Но затем Бруннер отходит от основной идеи бартианства о непреодолимой пропасти между Богом и грешным человеком. В ряде сочинений («Природа и благодать», 1934 и др.) он высказывается за разработку богословской антропологии и «естественной», «философской», теологии, что в глазах Барта выглядело предательством по отношению к богословию. Бруннер утверждает, что во всеобщих антропологических определениях — в разумности, личностности и ответственности человека — заложен некий род «естественного познания» Бога. С одной стороны, Бруннер настаивает на христианском учении об онтологической противоположности Бога и человека, творца и творения, спасителя и спасенного грешника. С другой стороны, он обращает внимание на связь между Богом и человеком, «диалог» между ними.

В своем богословско-антропологическом сочинении «Человек в противоречии. Христианское учение об истинном и действительном человеке» (1937) Бруннер рассматривает человека как существо, противоречивость которого нельзя объяснить ни эмпирически, ни априорно-философски, но лишь в свете веры. Только божественное откровение позволяет понять дисгармоничность человека, истолковать ее противоречием между сотворением «но образу Божьему» и грехом, первоначальной «отданностью человека Богу» и ложной самостоятельностью человека. Бруннер признает сохранение и у грешного человека «формальной» богообразности, которая является основой его человечности в двух ее главнейших моментах: словесности и ответственности. Человек, по Бруннеру, — это существо, способное воспринимать слово. Поэтому единственно человек является также существом, воспринимающим слово Божие, что не устраняется даже и в грехопадении. Бруннер считает, что основное значение для христианского понимания человека имеет то, что Бог «открыл себя человеку в слове». Это превращает человека в «теологическое существо», в «ответствующее слову Божию бытие». Человека, заявляет Бруннер, можно понять только как «бытие-в-слове», уразуметь, исходя из слова Божьего. Сущность человека состоит, по Бруннеру, в «ответственности перед божественным словом». Ответственность эта является не просто атрибутом, но самой «субстанцией человека». То, что делает человека личностью, представляет собой «слово самооткровения» Бога. В самостоятельном восприятии и возвращении творческого слова Божия состоит, по Бруннеру, исконное богоподобие человека. Слово это просвечивает в каждом «отвечающем акте» личности. Поэтому, подчеркивает Бруннер, не отношение к Богу следует рассматривать в свете разума, но разум в свете отношения к Богу. Эти идеи нашли развитие и в главном богословском труде Э. Бруннера «Догматика» {т. 1—3, 1946—1960).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой