Порядок предъявления лингвистического материала
Лексический состав языка — важнейший его компонент, без которого невозможно овладеть речью как средством общения и орудием мышления. Вопросы, относящиеся к изучению особенностей лексического развития детей, и вытекающие из этого методические выводы, существенные для построения словарной работы, были предметом изучения в исследованиях многих авторов: Л. И. Тиграновой, В. И. Бельтюкова, Л. В… Читать ещё >
Порядок предъявления лингвистического материала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Формирование лексико-грамматических и фонологических средств языка строилось в процессе становления речи ребёнка. Большое значение придавалось развитию её коммуникативной функции на основе возросшей у ребёнка потребности к общению со взрослыми и сверстниками. При закреплении сформированного звука у детей с легкой формой дизартрии, как и при других артикуляторных расстройствах, не следует останавливаться на закреплении изолированного звука, так как фонема может стать естественным звуком только в спонтанной речи. Основным артикуляторным элементом русской речи являются слоги типа СГ. Но фрикативный звук «Р» и его мягкий вариант, а в конце слов они фрикативные, часто усваиваются лучше, чем дрожащие. От фрикативных можно успешно перейти к произнесению их основных — дрожащих вариантов. Той же последовательности, вероятно, следует придерживаться и со свистящими, так как произнесение этих согласных в конце слов способствует формированию у детей осознанных кинестетических опор. В словах слоги типа СГ, равно как и другие типы слогов, отрабатывают, прежде всего, в сильной позиции, то есть формируемый согласный должен находиться перед ударным согласным, так как в этой позиции реализуется большее число фонемных противопоставлений. Чем дальше слог от ударения, тем больше он редуцируется. Особую трудность для ребёнка представляет правильное произнесение стечений согласных, поэтому мы в начале формировали наиболее часто встречаемые варианты сочетаний, которыми с коммуникативной точки зрения являются смычные, затем фрикативные и наконец «Й», «Р», «Л», «В» .
Важно учитывать артикуляторную близость опорных звуков, что обеспечивает смену артикуляций при наименьших энергетических затратах со стороны ребёнка. Дальнейшее речевое развитие предусматривает коррекцию в следующих направлениях: работа над словом, словосочетанием; практическое овладение навыками словообразования и словоизменения.
Лексический состав языка — важнейший его компонент, без которого невозможно овладеть речью как средством общения и орудием мышления. Вопросы, относящиеся к изучению особенностей лексического развития детей, и вытекающие из этого методические выводы, существенные для построения словарной работы, были предметом изучения в исследованиях многих авторов: Л. И. Тиграновой, В. И. Бельтюкова, Л. В. Назаровой, А. М. Масюнина, М. И. Никитиной, Н. И. Линиковой, И. М. Гилевич, Н. Ю. Донской, В. А. Синяка, Я. Р. Спалвиньша, Л. Е. Фингермана, И. М. Боблы, К. Т. Илахунова, М. К. Шеремет и др.
Под словарной работой мы понимаем систему планомерно проводимых занятий, имеющих своей целью формирование и расширение лексического запаса у детей. Словарная работа является одним из средств преодоления речевых нарушений. Овладение словом — это процесс, который затрагивает все важнейшие психические функции ребёнка: восприятие, представления, мышление, речь, память, эмоции, требующих волевых усилий, сосредоточенности и внимания. Осваивая лексику, наши дошкольники включаются в разные виды практической и интеллектуальной деятельности. Они познают предметы и явления действительности; анализируя и сравнивая их, учатся абстрагировать свойства и качества этих предметов и явлений.