Сущность и принципы стратегического менеджмента
Анализ среды предполагает изучение как макроокружения, так и непосредственного окружения компании. Анализ макроокружения — это исследование влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития, инфраструктуры и т. д. Стратегическое управление — это… Читать ещё >
Сущность и принципы стратегического менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Стратегическое управление — это процесс разработки стратегий и управление организацией для успешной ее реализации. Стратегическое управление осуществляется в контексте миссии организации, и его фундаментальная задача заключается в том, чтобы обеспечить взаимосвязь миссии с основными целями организации в условиях изменяющейся внешней среды [1].
Стратегическое управление рассматривают как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов.
Анализ среды (стратегический анализ) считается первым процессом стратегического управления, поскольку он обеспечивает основу как для определения миссии и целей организации, так и для разработки стратегии.
Одной из ключевых задач любого управления является поддержание баланса во взаимодействии организации с окружающей средой. Каждая организация задействована в трех коммутативных процессах:
получение ресурсов из внешней среды (вход);
преобразования ресурсов в продукт (преобразование);
передача продукта во внешнюю среду (выход).
Управление призвано обеспечивать баланс входа и выхода. Как только этот баланс нарушается, организация попадает в кризис. Современный рынок значительно усилил значение процесса выхода в поддержании этого баланса. Это и отражается в том, что первым блоком в схеме структуры стратегического управления является блок анализа среды.
Анализ среды предполагает изучение как макроокружения, так и непосредственного окружения компании. Анализ макроокружения — это исследование влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития, инфраструктуры и т. д.
Непосредственное окружение анализируется, как правило, за такими компонентами как покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы. От исследования внешней среды необходимо переходить к анализу внутренней среды фирмы (кадры, организация управления, производство, финансы, маркетинг, корпоративная культура и т. д.).
Для компании крайне важно поддерживать не только баланс между входом и выходом в процессе создания стоимости, но и баланс интересов различных социальных институтов и групп людей, заинтересованных в функционировании компании и влияющих на нее. Баланс интересов определяет вектор направленности организации, формально представляется в виде миссии и стратегических целей (подробнее рассматриваются в следующей теме).
После того, как миссия и цели определены, наступает время для выбора стратегии. Этот процесс является центральным в стратегическом управлении и заключается не только в определении генерального плана действий на долгосрочный период. Определение стратегии как процесс — это принятие решения о том, как развивать бизнес в целом и его отдельные направления, как противодействовать конкурентам, какое место занимать на рынке и т. п. Процесс выполнения стратегии является следующим в процессе стратегического управления. Выполнение стратегии — это проведение стратегических изменений (усовершенствований) в компании, которые приводят ее в состояние готовности превратить стратегию в реальность. Довольно часто компании не могут выполнить выбранную стратегию. Это происходит потому, что-либо неправильно была проведена стратегический анализ и сделаны выводы, либо произошли непредвиденные изменения во внешней среде, которые не были своевременно выявлены и учтены в адаптивной части стратегии. Часто бывают случаи, когда менеджмент не может своевременно и надлежащим образом использовать имеющиеся ресурсы (особенно человеческие) для реализации стратегии.
Поэтому процесс выполнения стратегии требует исключительного внимания и контроля. Эту функцию решает соответствующий процесс — оценка и контроль выполнения стратегии, который обеспечивает [2]:
- -определение того, что и по каким параметрам необходимо контролировать;
- -оценку состояния контролируемых объектов в соответствии с принятыми стандартами или других эталонных показателей;
- -выяснение причин отклонений, если такие обнаруживаются;
- -осуществления корректировки.
В случае контроля реализации стратегий эти задачи приобретают определенную специфику, обусловленную тем, что стратегический контроль направляется на выяснение степени достижения стратегических целей компании с помощью выбранной стратегии. Стратегический контроль сфокусирован на решении вопроса, возможно ли в дальнейшем реализовать определенную стратегию и приведет процесс ее реализации к конечным результатам. Стратегическое управление представляет собой одну из подсистем менеджмента организаций, который выполняет большое количество задач относительно стратегического анализа, разработки, реализации и контроля реализации стратегии организации.
Система стратегического управления должна давать ответы на три важнейших вопроса [3]:
- 1. Какая миссия и цели организации?
- 2. Какой существующий и будущий профиль бизнеса, которым занимается организация?
- 3. Что руководство должно сделать, чтобы обеспечить выполнение миссии и достижение поставленных целей?
стратегический управление предпринимательский.