Историко-аналитическая часть.
Анализ состояния и тенденций развития народного костюма
Преобладание симметричных композиций с ритмом линий в деталях, отделке, дополнениях; даже при наличии асимметрии в форме костюма или способе ношения (косоворотка, ферязь) композиция его уравновешена, устойчива; Использование декоративных узорных тканей в основном красного и синего цветов, сложным орнаментом; отделка вышивкой, кружевом, мехом тканью другого цвета; создание динамичной формы за счет… Читать ещё >
Историко-аналитическая часть. Анализ состояния и тенденций развития народного костюма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Эстетические идеалы красоты Вологодского народного костюма
Внешний облик, красота древних руссов всегда вызывали восторженные отклики и у европейцев, и у азиатов. Древние путешественники, люди различных вкусов и представлений о красоте, описывая руссов, обязательно отмечали их высокий рост, особую статность, белую с ярким румянцем кожу, красивые русые волосы. Арабский путешественник X в. Ахмет Ибн Фодлан, описывая русских купцов, приезжавших к царю хазар, замечает: «Они, подобны пальмам, румяны, красны». Знаменитый венецианец Марко Поло в XIII в. в своем «Путешествии» пишет о жителях северной Руси: «Они— очень красивые люди, белые, высокие; их женщины также белые и высокие с, белокурыми и длинными волосами"[ 1. c.34].
Высокие критерии красоты с глубокой древности определяют эстетический народный идеал, о котором рассказывается в былинах и поется в песнях. И среди них прежде всего высокая статная фигура, величественная осанка, белое с ярким румянцем лицо, соболиные темные брови, у женщин — плавная лебединая походка.
«Ходит плавно — будто лебедушка;
Смотрит сладко — как голубушка;
Молвит слово — соловей поет;
Горят щеки ее румяные, Как заря на небе божием;
Косы русые, золотистые, В ленты яркие заплетенные, По плечам бегут, извиваются, С грудью белою цалуются".
Ст. Лермонтов М.Ю.
Эту привлекательную статность, гордую осанку, колорит помогал воссоздать древнерусский костюм своим силуэтом, формой деталей, декоративным решением, применяемыми тканями и украшениями, цветовым сочетанием. [28]К наиболее общим особенностям, характерным для костюма этого исторического периода, можно отнести следующие:
- 1) статичный, прямой, расширенный книзу силуэт изделия и рукавов;
- 2)преобладание симметричных композиций с ритмом линий в деталях, отделке, дополнениях; даже при наличии асимметрии в форме костюма или способе ношения (косоворотка, ферязь) композиция его уравновешена, устойчива;
- 3)использование декоративных узорных тканей в основном красного и синего цветов, сложным орнаментом; отделка вышивкой, кружевом, мехом тканью другого цвета; создание динамичной формы за счет контрастных цветов;
- 4)большое значение головного убора в решении композиции костюма.