Литература и кино в контексте картины мира мещанско-предпринимательской субкультуры
До тех пор пока пассионарий не израсходует энергию, общество продолжает актуализировать и тиражировать свойственную ему картину мира. Однако в истории наступает период, когда происходит активизация другого психологического типа, ориентированного не на состязание и конфликт, не важно, в каких формах — деятельности или игры, они проявляются, а на создание материальных ценностей и накопление… Читать ещё >
Литература и кино в контексте картины мира мещанско-предпринимательской субкультуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Экстравертивные ориентации предпринимателя как основа вторжения визуального начала в культуру
До тех пор пока пассионарий не израсходует энергию, общество продолжает актуализировать и тиражировать свойственную ему картину мира. Однако в истории наступает период, когда происходит активизация другого психологического типа, ориентированного не на состязание и конфликт, не важно, в каких формах — деятельности или игры, они проявляются, а на создание материальных ценностей и накопление богатств, на распространение последних с помощью рынка. Картина мира этого типа личности без вещи как ценности не существует. Иначе говоря, этот тип личности склонен производить и торговать, а не воевать. Его активизация происходит на так называемой «инерционной» фазе, когда развивается цивилизационное начало, происходит накопление материальной культуры. Время цивилизации — это время трудолюбивого обывателя, посредственности, которая уже не подавляется рыцарями, индивидуалистами и вообще пассионариями25. Предприниматель стремится отождествить себя с деятельностью, раствориться в ней. Будучи экстравертом по своей природе, он прежде всего любит вещи, предметы, объекты сами по себе, а не идеи. В общем, именно это и характеризует его как экстраверта, что благотворно сказывается на его стремлении строить свои отношения с миром, исходя из фиксации видимых и объективных его признаков. Но собственно именно с этим специфика кино и вообще природа визуальной культуры и связана.
Пытаясь проанализировать генезис капитализма, В. Зомбарт поставил вопрос: что в истории является первичным — тип личности, предрасположенный к капитализму, или же сам капитализм, формирующий соответствующий ему тип личности26? В соответствии с догмами марксизма мы обычно исходим из общественных отношений и приходим к личности. Между тем, В. Зомбарт, прежде чем проанализировать развитие капиталистических отношений в Европе, пытается в истории уловить развитие капиталистического духа, отталкиваясь от уже существующего психологического типа, склонного к накопительству, предпринимательству, торговле, рынку, производству материальных ценностей. По сути дела, это уже постановка вопроса о генезисе в западном мире экстравертивности, с которой мы связываем возникновение кино. История этого психологического типа, в котором сполна проявляется потенциал юнговской экстравертивности, уходит в города позднего средневековья, в психологию протестантизма, в урбанизационные процессы XIX в.
Вообще, от этих трансформаций мировой истории не оставалась в стороне и допетровская Русь. Как показал В. Соловьев, такая трагическая страница в отечественной истории XVII в., как раскол, близка к тому, что в Европе происходило в протестантской среде27. Но и в более поздней, уже петровской истории, способствовавшие становлению западной цивилизации в период капитализма реформационные процессы в России тоже имели место. Например, В. Зеньковский показал связь предпринимательской субкультуры, имевшей место в России конца XIX — начала XX в., со старообрядческой субкультурой28, т. е. с тем же расколом, в котором активизировалось «протестантское» начало. Хотя линия, связанная с подобием протестантских ценностей, в России постоянно наталкивалась на стереотип поведения, характерный для другого психологического типа, обладающего в этой культуре особым статусом, о чем скажем ниже.
Последующая активизация этого типа личности со свойственной ему экстравертивной установкой в России происходила еще в петровскую реформу, что естественно, поскольку в своей деятельности Петр сознательно ориентировался на протестантские страны. В связи с активизацией экстраверта в его евразийских проявлениях в петровскую эпоху обратим внимание на происшедший в связи с этим в культуре переход от ориентации на слово к ориентации на предметный мир. П. Панченко пишет, что в эпоху Петра от производства слов в России начали переходить к производству вещей. («В культурной иерархии слово уступило место вещи. Если раньше вещь была аппликацией на словесной ткани, то теперь слово сопровождает вещь, играет роль пояснения, узора, орнамента, своеобразной арабески»29.) Это свидетельство того, что в России начинает развиваться экстравертивная установка. По сути дела, А. Панченко фиксирует преобладание в присущих мещанской ориентации субкультурах визуального начала над словесным.
Тем не менее, в силу того, что во второй половине XVIII в. и в первой половине XIX в. пассионарий был силен, предприниматель в истории довольствовался второстепенными ролями. Это касается не только политики, но и культуры. Во второй половине XIX в. в России наступает его «звездный час». В культуре с ее исключительными духовными и вербальными ориентациями начинается созидание материальной цивилизации. Этот тип личности смог социализировать свойственную ему картину мира в особую субкультуру — городскую, которая к началу XX в. достигает зрелости. В границах этой субкультуры в истории России и происходило утверждение экстравертивных ориентаций и связанного с ним становления кино. Проявившийся первоначально в распространении фотографии «взрыв» визуальности затем примет эстетические формы, представ в поэтике немого кино.