Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Взаимодействие европейской и российской театральной культуры на современном этапе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работах, посвященных этой проблеме, термин «взаимодействие культур» рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле взаимодействие культур — это «особый вид непосредственных отношений и связей, которые складываются между, по меньшей мере, двумя культурами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений». Результаты взаимодействия культур могут быть… Читать ещё >

Взаимодействие европейской и российской театральной культуры на современном этапе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Взаимодействие европейской и российской театральной культуры на современном этапе

В настоящее время в сфере экономики, образования, общественных отношений резко возрастает число контактов между представителями разных культур. На фоне этих изменений особое значение приобретают исследования в области взаимодействия культур.

В работах, посвященных этой проблеме, термин «взаимодействие культур» рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле взаимодействие культур — это «особый вид непосредственных отношений и связей, которые складываются между, по меньшей мере, двумя культурами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений». Результаты взаимодействия культур могут быть неоднозначны, т.к. известны случаи, когда одна культура начинает явно стагнировать под влиянием взаимодействия с другой и постепенно растворяется в ней или исчезает без следа. Такой результат известен при внезапном столкновении культур реликтового или архаического типа с культурами современного типа. В исторической практике известны не только мирные, добровольные способы взаимодействия, но и принудительные, реализуемые в результате колониального, военного завоевания. Более сложным по результатам и последствиям бывает взаимодействие между культурами, не имеющими глубокого разрыва по типологическим характеристикам, а также по способности к динамическим изменениям. В более узком смысле взаимодействие культур понимается как «диалог культур», предполагающий «активное взаимодействие равноправных субъектов» (Н.В. Кокшаров, 2003). Диалог понимается как «общение с культурой, реализация и воспроизводство ее достижений, обнаружение и понимание ценностей других культур, способ присвоений последних, возможность снятия политической напряженности между государствами и этническими группами… Диалог — это понимание своего „Я“ и общение с другими». (Сайко Э.В. О природе и пространстве «действия диалога». М., 1999). В этой статье термин «взаимодействие культур» используется в более узком смысле, идентичном понятию «диалог культур».

В 20 в. взаимодействие культур исследовали К. Леви-Стросс, С. Артановский, С. Арутюнов, Б. Ерасов, Л. Ионин, Н. Иконникова. В современных исследованиях выделяются два вида взаимодействия: культурно-прямое, когда культуры взаимодействуют друг с другом благодаря общению на уровне языка. Второй вид — косвенное, когда диалог происходит внутри культуры, в составе ее собственных культур. В труде С. Артановского «Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Философско-методологический анализ современных зарубежных концепций» рассматривается понятие «единство», которое не означает «тождественности» культур, т. е. их полную повторяемость. «Единство» означает целостность, коренную общность, преобладание внутренних связей между элементами данной структуры над внешними. В работах М. Бахтина взаимодействие, диалог культур трактуется как взаимопонимание участвующих в этом процессе, и в то же время сохранение своего мнения. «Мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она сама себе не ставила, мы ищем у ней ответа на эти наши вопросы, и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами новые свои стороны, новые смысловые глубины.».

М. Бахтин выделяет следующие последствия диалога:

  • 1. Синтез, слияние разных точек зрения или позиций в одну общую.
  • 2. При диалогической встрече культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются.
  • 3. Диалог приводит к пониманию принципиальных различий между участниками этого процесса, когда «чем больше размежевания, тем лучше, но размежевания благожелательного».

В. Сагатовский называет четвертое возможное последствие неудавшегося диалога: «договориться не удалось, позиции оказались несовместимыми, затронуты принципиальные интересы, возможно недиалогическое столкновение сторон». Препятствиями в диалоге могут служить разнонаправленные системы ценностей.

В конце 20 в. взаимодействие культур понимается как одна из важных движущих сил процесса развития национальных культур (А. Деревянченко «Методологические проблемы исследования взаимодействия культур»). В исследованиях В. Шапинского формулируется проблема ядра и переферии культуры, которая задает магистральное направление исследователей взаимодействия культур в современной науке. Возникает необходимость выявления общего и частного в отдельных самобытных культурах.

До конца 80-х гг. основной тенденцией в исследованиях взаимодействия культур было стремление к синтезированию, а с 90-х гг. преобладание получает исследование плюрализма культур. Н. Коновалова в своем диссертационном исследовании подчеркивает, что межкультурные взаимодействия могут протекать только через взаимодействие индивидуальных мировоззрений. А. Аблажей указывает, что главную роль в диалоге культур играют мифология, язык, религия, искусство, наука.

Известно, что восприятие произведений искусства помогает усвоению и осознанию новых идей, переосмыслению ценностей, выстраиванию параллелей между мирами разных культур.

культура общение диалог.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой