Динамика лингвокультурного типажа «Комсомолка»
Итак, в результате анализа контекстуальных фрагментов мы выявили внешние характеристики рассматриваемого нами типажа. Они свидетельствует о том, что комсомолка 20−40-х годов представляет собой узнаваемый, типичный образ: девушка-активистка, в строгой простой одежде (зачастую в короткой кожанке), с портфелем в руке; тугие косички или коротко остриженные волосы, покрытые красной косынкой; строгое… Читать ещё >
Динамика лингвокультурного типажа «Комсомолка» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Динамика лингвокультурного типажа «Комсомолка»
В данной статье предпринята попытка осветить лингвокультурный типаж «комсомолка» с понятийной, оценочной и образной сторон, а также выявить динамическую структуру данного типажа для советской эпохи.
Одной из значимых языковых личностей выступает лингвокультурный типаж (далее по тексту ЛКТ) «комсомолка». Данный ЛКТ относится к типу социумно-прецедентных — известных любому среднему представителю того или иного социума (ЛКТ данного типа относится к советскому социуму). Анализ толкований и исторической справки о времени существования комсомола — молодежной организации, членом которой является рассматриваемый нами типаж, — дает возможность установить понятийный набор признаков «комсомолки»: девушка; член коммунистического союза молодежи; воспитанная на идеалах коммунизма; преданная социалистической родине; самоотверженный строитель и защитник советской страны. Итак, своим появлением типаж «комсомолка» обязан тем историческим и социальным явлениям, которые происходили в советской стране 1918;1991 годы. Данные факторы оказали существенное влияние на образную и ценностную характеристики типажа.
Анализ художественных текстов и фильмов, так или иначе описывающих и раскрывающих суть «комсомолки», позволили довольно детально представить ее внешность. Характерными признаками внешности комсомолки в 20−40-е годы являются коротко остриженные или собранные в тугие косички волосы: «…Искра упорно носила две косички за ушами, а Зина — короткую стрижку, как большинство девочек» [1, с. 28]; «…волны темных своих волос ты отрезала беспощадно» [2, с. 176]. Строгость нравов эпохи Сталина предусматривает отсутствие косметики: «…Но не было там, ни бесстыжей помады, ни скромненькой ленты, ни терпких духов, ни светлого зеркальца» [2, с. 181]; излишнюю простоту в одежде: «…подростки моей страны принаряжены неказисто» [2, с. 176]; «…Наперекор журналам мод она одета и обута» [2, с.183]. Обязательным атрибутом внешности комсомолки 1920;1940 годов является кожанка, комсомольский значок, комсомольский билет — знак принадлежности к комсомольской организации: «Тогда он расстегнул кармашки на ее гимнастерке и достал оттуда комсомольский билет…» [3, с. 100]; нередко красная косынка и красный бант: «…И взяла себе как протест, вместе с кожанкой короткой…» [2, с. 176]; «…В старой кожанке активистки» [2, с. 176];
«…Украсивши кожанку праздничным бантом.» [2, с. 182]. Для ЛКТ «комсомолка» — представительницы «второго поколения великой революции» — такие детали выступают в качестве идеологических символов: красный цвет — главный цветовой символ революции. «Устав ВЛКСМ», комсомольский билет также красного цвета; кожаная куртка — одежда комиссаров Красной армии, которые являются идеалом для комсомольцев. Приведем некоторые примеры: «И все ребята написали, что хотят стать командирами Красной армии…» [1, с. 12]; «Слово „комиссар“ решало все. В этом понятии заключался … символ веры, символ чести» [1, с. 17]. Одним из социальных символов ЛКТ «комсомолка» является портфель: «…портфель молодой активистки тех лет, // вмещает эпический слог протоколов, // набатный язык пролетарских газет» [2, с. 180]; «Портфель, как подсумок набив дополна, // полфунта гвоздей, да десяток патронов…» [2, с. 181]; «…Портфель из свирепого лжекрокодила был стянут надежно крепчайшим шнурком» [2, с. 180]. Портфель подчеркивает деловитость личности, её значимость в советском обществе: «Подвижница райкомовских отделов, десятки дел хранящая в уме…» [2, с. 176]. Отличительной чертой внешнего облика комсомолки является решительная походка, уверенные широкие жесты: «…Она выходила своим деловито-спокойным шажком» [2, с. 180];
«…Громкий голос, широкий жест и решительная походка» [2, с. 176]. Революционное время и коммунистическая среда лишают этот тип женственности: «Искра не любила слово женщина, … и признавала красоту, запечатленную раз и навсегда на полотнах, в картинах, в музыке или скульптуре, а от жизни требовала лишь красоты души…» [1, с. 25]; «Мечта быть женщиной… — это отвратительно, … это буржуазные пошлости» [9, с. 19]; «Она ничего не имела против Жанны д’Арк, но комиссар все же лучше» [1, с. 24]; «Мужчин для нее не существовало… Жила, затянутая ремнем. На самую последнюю дырочку затянутая» [3, с. 18]. Ярко рисует внешний портрет «комсомолки» 1920;1930 годов следующий пример: «- Во-первых, мы не господа, — молвил, наконец, самый юный из четвертых, персикового вида. — Во-первых, — перебил и его Филипп Филиппович, — вы мужчина или женщина? — Какая разница, товарищ? — спросил он горделиво. — Я — женщина, — признался персиковый юноша в кожаной куртке и сильно покраснел» [4, с. 19]. Суровые сороковые годы дополняют портрет комсомолки мужественностью: «Нету здесь женщин! Нету! Есть бойцы и есть командиры, понятно? Война идет, и покуда она не кончится, все в среднем роде ходить будем…» [3, с. 29]; «…в отделении у нее были сплошь девчонки-комсомолки. Не знали они ни любви, ни материнства, ни горя, ни радости» [3, с. 18]; «Искра Полякова, атаман в юбке,. героиня подполья, живая легенда…» [1, c. 129]; «Нет, это горят не хаты, // То юность моя в огне. // Идут по войне девчата, // похожие на парней» [5].
Конкретное речевое общение комсомолки связано с такими ситуациями, как проведение политбесед, выступления на комсомольских собраниях, митингах. Общий признак речи ЛКТ «комсомолка» — наличие стереотипных формул, речевых штампов, официально-деловых и политических: лингвокультурный комсомолка типаж советский.
«…честное комсомольское»; «перед лицом своих товарищей по Ленинскому комсомолу я торжественно клянусь…» [1, c. 86]; «она часто употребляла общеизвестные фразы, …пропускала их через себя, она неистово верила и поэтому любые заштампованные слова звучали искренне…» [1, с. 68]; «Кто за то, чтобы вынести выговор Плужникову Виктору за поведение, несовместимое с высоким званием комсомольца? Единогласно!». Также отличительной чертой речи является лозунговость:
«…Преступность — это социальное зло!» [1, с. 87]; «…Мы беззаветные герои все!» [1, с.87]; «Женщина — это большая сила в деле строительства коммунизма!» [1, c. 96]; «Счастье — быть полезной своему народу!» [1, c. 61]. Комсомолки говорили с гражданским пафосом: «Наш всемогущий райком комсомола…» [1, c. 89]; «…человеку нельзя связывать крылья, — ораторствовала Искра» [1, с .36]. Их интонации были категоричны: «Такие комсомольцы, как вы, недостойны чести строить социалистический город!» [6, с. 223]; «Мы — самая молодая страна в мире, и не смей становиться стариком никогда!» [1, с. 126]; «Как можно садиться на шею стройке добавочным грузом?» [6, с. 184]; «…обещайте же по-комсомольски, по-ударному перевыполнить правительственное задание и за два года построить цветущий город!» [6, с. 77−78].
Итак, в результате анализа контекстуальных фрагментов мы выявили внешние характеристики рассматриваемого нами типажа. Они свидетельствует о том, что комсомолка 20−40-х годов представляет собой узнаваемый, типичный образ: девушка-активистка, в строгой простой одежде (зачастую в короткой кожанке), с портфелем в руке; тугие косички или коротко остриженные волосы, покрытые красной косынкой; строгое лицо, лишенное косметики; решительная походка; уверенные широкие жесты; громкий голос; пафосная, стереотипная речь. На наш взгляд, данные внешние черты и особенности речи моделируемого типажа воплощают в себе множество узнаваемых, конкретных примет времени и среды. Однако материалы художественных текстов и кинофильмов позволили проследить, что внешний и речевой портрет «комсомолки» претерпевает определенные изменения. В 50−70-е годы некоторые характерные черты внешности и речи стираются. В качестве примера приведем следующие цитаты: «Да и все остальное, кстати сказать, — первый сорт. Белая кофточка с глубоким вырезом на груди, туфли модные на широком каблуке, сумочка черная, ремешок через плечо — чем не артистка?» [7, с. 167−168]; «Быстро переоделась и выкатила в коротеньком, на четверть выше колена, платьишке"[7, с. 183]; «Алька вспомнила про черные очки в белой пластмассовой оправе, быстро вынула их из сумочки, надела на глаза, напустила на себя строгость» [7, с. 168]; «Она быстро надела свои шикарные туфли на широком модном каблуке… «[7, с. 175]; «Она тщательно оделась и не забыла, конечно, про свой малиновый купальник с вшитым белым ремешком и кармашком с молнией» [7, с. 196]; «Она достала из баула крупную брошку — единственное свое украшение» [8, с. 21]; «Алька решительно мотнула своей рыжей непокорной гривой…» [7, с. 209]. Приведенные примеры свидетельствуют о появлении новых деталей в портрете типичной комсомолки: легкие платья, на четверть выше колена; блузки, подчеркивающие талию, грудь; дамская сумочка; брошь; туфли на каблуках; модельная стрижка с короткой челкой, завитые пряди или кокетливый пучок волос, стянутый на затылке. Новое, мирное время возрождает в комсомолке женское начало: «Эх, девчонки, если б вы знали, как хочется быть красивой!» [8, с.25]; «Заметила, все женщины в модельных туфлях сразу красивей становятся?» [8, с. 25]. Походка комсомолки становится легкой, непринужденной: «Легкой танцующей походкой Тося шествовала по поселку…» [8, с. 31]; «Гордо, слегка откинув назад голову, понесла она к воде свое молодое, цветущее тело» [7, с. 180]. В речи комсомолки сохраняются штампы, но они приобретают оттенок иронии, а в некоторых случаях цинизма: «Моральности не вижу, Амосова. Моральный кодекс строителя…» [7, с. 169]; «Ну, насчет работы давай лучше не будем! Мы, между прочим, тоже за коммунистическую бригаду боремся» [7, с. 190]; «Новое дело: выходит, вы все коммунизм строите, а я так себе, сбоку припеку?» [8, с. 58]. Образ девушки, созданный режиссером Л. Гайдаем в художественном фильме «Кавказская пленница», закрепляет в сознании носителей советской культуры новые черты комсомолки. Фраза «Комсомолка. Спортсменка. Красавица!» становится прецедентной для типажа 50−70-х годов. Она указывает на такие признаки, как молодость, здоровье, красоту.
Комсомолка — это боец, активистка, следовательно, основная деятельность комсомолки — общественная. В целом, жизнь комсомолки рассматривается с точки зрения «человек и общество». Комсомол — это организация, работающая под руководством коммунистической партии, то окружение комсомольцев — коммунисты, комиссары, командиры. Для нее они — «старшие товарищи», идеал личности: «Идеалом ее была личность активная, беспокойная, общественная — та личность, которая с детства определялась гордым словом „комиссар“» [1, с. 20]. Основные занятия в часы отдыха «комсомолки» 20−40-х годов — выпуски стенгазет, «молний», содержанием которых является общественная работа, учеба. А также туристические походы, агитбригады, чтение книг: «А читали мы тогда много, потому что телевизоров еще не изобрели и даже дешевое кино было нам не по карману» [1, c. 12]; «По-прежнему усердно занималась, читала стихи … и регулярно выпускала стенгазету» [1, с. 58], «Много они тогда перепели песен под аккомпанемент старого баяна» [1, c. 125].
Досуг «комсомолки» 50−60-х годов — просмотр кинофильмов, посещение библиотеки, танцы в клубах и на танцплощадках: «Клуб был что надо. Фойе, зал для танцев, зал для культурно-массовых мероприятий, две большие комнаты для библиотеки» [7, с. 172]. Однако с изменением ценностных предпочтений общества 70−80-х годов изменяется и отдых комсомолки, нередко он наполняется следующим содержанием: «Когда у нее выпадало свободное время, она не в кино бежала, а в магазин, в пестрое и пахучее царство шелков, шерстяных тканей, ситцев» [7, с. 199]. В целом, активность и полезность отдыха «комсомолки» являются характерными чертами данного типажа. Таким образом, анализ текстовых фрагментов и кинофильмов позволил проследить динамику образных характеристик ЛКТ «комсомолка», которые обусловлены событийными особенностями советской эпохи (приложение № 1).
Специфика поведения ЛКТ «комсомолка» определяется его идеологической ролью в советском обществе: «Вы наша смена, второе поколение великой революции! Помните об этом, ребята, всегда помните!» [1, с. 126]. Комсомолка строит свое поведение в соответствии с ролевыми предписаниями, зафиксированными в «Уставе ВЛКСМ». Комсомолка должна быть активной, ставить общественное выше личного, показывать пример в труде и учебе, соблюдать строгую дисциплину, вести борьбу против буржуазной идеологии и пропагандировать коммунистическую идеологию, активно участвовать в делах комсомольской организации, делах страны, иметь свое мнение — таковы поведенческие нормы молодого строителя коммунизма. Однако «Устав ВЛКСМ» не только определяет требования к нормам жизни комсомольцев, но и устанавливает модель коммуникативного поведения — быть борцом, патриотом, примером в труде, в учебе, в идеологической работе. «Вы на глазах у тысячи комсомольцев. Будьте любезны подавать пример» [1, c. 71]. Данная цитата иллюстрирует социальную роль «комсомолки» в советском обществе — эталона, образца, примера для подражания — роль модельной личности. Анализ текстовых фрагментов показывает, что молодые люди 20−60-х годов сознательно и бессознательно копируют созданный советской идеологией образец, строят свое поведение в обществе в соответствии с установленными нормами: «Она привыкла поступать так, как должна поступать хорошая комсомолка, а это давалось ей без труда, от этого жилось и радостней и легче» [6, с. 181]. Выполнение установленных норм поведения формирует в сознании советских людей поведенческий стереотип «комсомолки». Проанализировав сплошную выборку из художественных текстов, мы выявили, что «хорошая комсомолка» должна: быть дисциплинированной и ответственной: «…Искра решала все дела и за себя, и за нее, и вообще за всех, кто, по ее мнению, в этом нуждался…» [1, с. 117]; честной и справедливой: «Она не умела лгать даже самой себе…» [1, с. 21], «Ты прости, что я это сказала, но я должна была сказать, я тоже хочу говорить правду, и только правду!» [1, с. 62]; требовательной к себе: «…она лучше всех была подготовленной к подчинению короткому, как удар „надо“…» [1, с. 105], «…она испытывала себя,…личные „комсомольские“ качества» [1, с. 21]; проявлять сознательность: «Комсомолка — должна понимать. Имеет ли она право родить ребенка теперь, когда стройка едва начата, когда не хватает рабочих рук, когда так трудно жить.» [6, с. 181], «Утром она побежала в ЦК ВЛКСМ и попросилась в мобилизацию на Дальний Восток… и почувствовала себя очень счастливой…» [6, с. 36−37]; воспитывать силу воли: «Яростно, до гневных слез отрицала эту слабость» [1, с. 64], «…не позволяла себе струсить и сразу ринулась в атаку» [1, с. 21], «Искра скорее умерла бы, чем позвала на помощь» [1, с. 25], «Искра презирала слабость, пуще предательства» [1, с. 53], «Она почти никогда не плакала…» [3, с. 67]; решительность: «Что же мне теперь, спать на тумбочке? — воинственно спросила Тося, уверенная в своем кровном праве на подушку и полная непоколебимой решимости выцарапать у коменданта все, что ей причитается» [8, с. 3], «…воинственно озиралась по сторонам, готовая дать достойный отпор каждому» [8, с. 27]; быть целеустремленной и настойчивой: «Человек не может рождаться на свет просто так, ради удовольствия» [1, c. 23],.
«Искра не желала быть „любой“ и целеустремленно шла к своему идеалу» [1, c. 17], «…Саша был продуктом целеустремленной деятельности Искры, реально существующим доказательством ее личной силы, настойчивости и воли…» [1, с. 19], «Искра последовательно лепила из Сашки Стамескина умозрительно сочиненный идеал» [1, с. 25]; сохранять верность комсомольскому слову: «Я обещала комсомольскому собранию» [1, c. 21], «Вика придет на собрание, она дала слово» [1, с. 101].
Итак, «комсомолка» должна соответствовать поведенческому стереотипу, созданному советской идеологией: быть дисциплинированной и ответственной; честной и справедливой; проявлять сознательность и требовательность к себе; воспитывать решительность и силу воли; быть целеустремленной и настойчивой. Следование этому стереотипу, образцу определяет специфику коммуникативного поведения типажа «комсомолка». Таким образом, основной специфической чертой поведения типажа «комсомолка» является стереотипность — необходимость вести себя в соответствии с поведенческими нормами в рамках советского общества. Однако следует отметить, что для активных строителей коммунизма, «подвижниц райкомовских отделов», сознательных борцов против проявления буржуазной идеологии характерны не только поведенческие стереотипы, но и стереотипы восприятия:
«Мы читали вслух те книги, которые Искра объявляла достойными…» [1, с. 12]; «Маяковский есть и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи» [1, с. 48]; «Есенин — упаднический поэт» [1, с. 39]. Данная особенность поведения типажа продиктована временем и идеологической средой.
Следующей характерной чертой поведения «комсомолки» 20−0-х годов является аскетизм. Проиллюстрируем эту черту примерами: «Она сделала своим руководящим принципом суровость в быту и презрение к удобствам, она требовала того же от других.» [6, с. 211], «Бросали… и обольстительный комфорт, и кривобокие вещички» [2, с. 184], «Девушки были готовы отказаться от тюфяков: на полу так на полу, без нежностей. Они не барышни. Они — комсомолки» [6, с. 211]. Отношения в рамках общественной, комсомольской работы характеризуются требовательностью, категоричностью и бескомпромиссностью: «Нечего распускать нюни, еще комсомолка!» [6, с. 36];
«Безобразие это! — вспылила Тося, чуткая к чужой беде, и даже кулаком по столу стукнула. — Комната пустая стоит, а вам не дают. В газету надо писать!» [8, с. 23]; «Такие комсомольцы как вы, недостойны чести строить социалистический город!» [6, c. 223]; «Искра на мгновенье сдвигала брови и выдавала программу. Точную, завершенную, не подлежащую сомнениям» [1, с. 92]. Требовательность и категоричность «комсомолки» проявляется и в отношениях с младшими, где она выступает в роли пионервожатой: «Послушай, — подходя к нему сказала Ольга. — Ты портишь и настраиваешь против меня сестренку. У тебя на шее пионерский галстук, но ты просто… негодяй!» [9, c. 58]. Нередко требовательность «комсомолки» граничит с максимализмом. Приведем следующие цитаты: «…работайте, работайте как черти… вы — комсомольцы!» [6, c.165], «Искра, ты самая лучшая девочка, какую я знаю. Но я не могу тебя любить., потому что ты максималистка» [1, c. 62]. Несмотря на крайнюю требовательность, «комсомолку» отличает альтруистичность. «Комсомолка» — хороший друг и товарищ, стремящийся всегда прийти на помощь: «Все в школе знали, как Искра умела дружить» [1, c. 26], «…когда все отошли, Вика сказала: Спасибо тебе, Искра. Папа не зря говорил, что ты самая лучшая» [1, c. 93]. Типичной чертой поведения «комсомолки» является вмешательство в личную жизнь: «Соня вышла замуж. Тоня была возмущена — не время! Безобразие!» [1, c. 189], «Рано обзаводиться семьями, пеленками, кастрюльками. Ничего мы еще не построили. Дел впереди — уйма… Как можно садиться стройке на шею добавочным грузом?» [6, c. 184]. В отношениях со старшими «комсомолка» ведет себя на равных, открыто высказывает свое мнение: «- Где объявление? — спросила учительница перед последним уроком. — Объявления не будет. — Как не будет? Это что за разговор, Полякова? — Объявление никто писать не станет, — упрямо повторила Искра. — Мы считаем…» [1, c. 101]. В отношениях с противоположным полом «комсомолка» сдержанна, нарочито строга: «Она села, одернула платье — это ужасно, когда торчат коленки» [1, с.44]; не выставляет свои чувства напоказ: «Подвижница райкомовских отделов,// десятки дел хранящая в уме,// конечно же, ни разу не сидела// на этой подозрительной скамье» [2, c. 176], «Пусть влюбляются — слова не скажу. А так, лизаться по углам, этого я не понимаю» [3, c. 18]. В целом, отношение «комсомолки» к окружающим характеризуется неравнодушием, желанием во всем помогать людям: «…Пожалуйста, помогите человеку!» [1, с. 120].
Таким образом, коммуникативное поведение «комсомолки» определяется социальным статусом и имеет следующие типажные характеристики: стереотипность; требовательность, категоричность и бескомпромиссность; максимализм; вмешательство в личную жизнь; товарищество и умение дружить; уважение и честность; неравнодушие, альтруизм. На наш взгляд, специфические черты поведения «комсомолки» формируются временем и идеологичностью типажа и воплощают в себе важную информацию о коммуникативных, поведенческих нормах советской эпохи — эпохи революции и войн, активного строительства коммунизма.
Моделируемый типаж «комсомолка» является значимым представителем советской культуры. Он устанавливает ценностные ориентиры поведения. В ходе исследования выявлено, что в художественной литературе и советском кинематографе создан тип «комсомолки» с высокими моральными качествами, выполняющий важную идеологическую миссию в советском обществе. На наш взгляд, ключевыми ценностями типажа являются: самоотверженность, преданность коммунистическим идеалам, активная гражданская позиция. Однако ценностной доминантой типажа «комсомолка» является любовь к Родине. Анализ контекстов показывает, что патриотизм «комсомолки» проявляется в душевной стойкости, в высокой духовности, в самопожертвовании ради высокой идеи — любви к Родине, к своему народу: «Да разве есть другой такой народ на свете? У кого душа такая хорошая? Кто столько вынести может? …Может быть, мы погибнем, мне не страшно. Да, мне совсем не страшно» [10, c. 496], «Мне не страшно умирать, товарищи! Это счастье — умереть за свой народ!» [х/ф «Зоя» Л. Арнштама, 1944], «Что, не можете? Не можете! Столько стран захватили… Отказались от чести, совести, а не можете… сил нет у вас…» [10, c. 526]. Истинный патриотизм «комсомолки» обнаруживается не только на войне, но и в мирном, созидательном, самоотверженном труде: «Она не жалела себя, своей жизни и молодости, потому что все время думала о том, что было куда важнее, чем она сама» [3, c. 136]; «Есть традиция добрая // В комсомольской семье: // Раньше думай о Родине, // А потом о себе» [11, c. 70]. Еще одним проявлением любви к Родине, своему народу является преданность «комсомолки» коммунистическим идеалам: «Счастье — быть полезной своему народу» [1, c. 61], «Я остаюсь комсомолкой и умираю комсомолкой» [1, с. 98], «Я буду много работать, я оправдаю доверие комсомола» [6, c. 54]; «Верю в дело и в себя, // Комсомол — не просто возраст, // Комсомол — моя судьба» [11, c. 79]. Патриотизм «комсомолки» определяет ее активную гражданскую позицию: преодоление каждого нового препятствия — это возможность сделать полезное для своего народа: «Жизнь была не трудной повседневностью, а широким счастливым движением, где даже препятствия радуют возможностью их преодоления, …согреты жаром большого сердца» [6, c. 46]. ЛКТ «комсомолка», который отличает любовь к своей родине, народу, готовность к самопожертвованию, честность, трудолюбие, получает положительную оценку в современном ему обществе. Приведем примеры из художественных текстов и эпистолярного жанра: «.она была их тех, …для кого в сущности я и мои сверстники… писали свои стихи» [11, c. 123]; «Мне хотелось написать про Зою // так, чтоб задохнуться вместе с ней. // Но когда ты в петле задыхалась, // я веревку с горла сорвала. // Может, я затем жива осталась, // чтобы ты в стихах не умерла» [11, c. 125].
Таким образом, ЛКТ «комсомолка» представляет собой культурный феномен, свойственный советской культуре, отличительными характеристиками которого является осуществление идеологической миссии в обществе и установление ценностных ориентиров поведения: патриотизма, гражданственности, преданности, самоотверженности.
В своем исследовании мы предприняли попытку моделирования ЛКТ «комсомолка» путем описания понятийного содержания рассматриваемого типажа, выявления его образных и ценностных характеристик. Проведенный анализ текстовых фрагментов дает основание утверждать, что «комсомолка» обладает характерными признаками ЛКТ: типичностью; узнаваемостью; хрестоматийностью; яркостью; символичностью. Типаж формируется временем и идеологическими установками советского общества. «Комсомолка» на протяжении всего периода существования советской идеологии, имеет совершенно четкую образную и ценностную характеристики: узнаваемая внешность, стереотипная речь, строгое соответствие созданному советской идеологией поведенческому образцу, соблюдение коммуникативных норм в рамках советского общества, установление ценностных предпочтений. Моделируемый нами типаж «комсомолка» представляет собой обобщенный, узнаваемый образ советской культуры, который отличает честность, сила духа, трудолюбие, авторитет в обществе. Комсомолка умеет по-настоящему дружить, живет ради людей, является одним из символов советской эпохи. ЛКТ является значимым для советской культуры: он устанавливает ценностные ориентиры поведения и получает положительную оценку в советском обществе. Более того, «комсомолка», живущая по законам времени, уважении и честности, является для советского человека идеалом личности, примером для подражания.
Следует отметить, что к концу 80-х годов ситуация стала меняться. Вместе с политическими, социально-культурными изменениями в советском обществе происходит переоценка ценностей, и личность «комсомолки» теряет статус поведенческого образца. К сожалению, мы не нашли ни одного примера из художественной литературы и кинематографа, так или иначе описывающих, раскрывающих суть «комсомолки» 80-х годов и отношения к ней современного поколения. Данная реалия действительности нашла отражение лишь в ряде иронических афоризмов и анекдотов. Восприятие типажа поколением 80−90-х годов и представителями поколения начала XXI века нам удалось проследить путем анкетирования: «Какой вы себе представляете комсомолку?». Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что для старшего поколения типаж «комсомолка» сохранил в большей части поведенческие характеристики, для современного же поколения типаж не знаком.
«Комсомолка» больше не существует как историческая реалия, ее типичные черты суммируются, упрощаются, подменяются на несуществующие. Таким образом, результаты исследования позволяют утверждать, что модельная личность «комсомолка» на протяжении всего периода советской идеологии имела совершенно четкие образные и ценностные характеристики, представляла собой идеал личности советской эпохи. Со сменой идеологии «комсомолка» теряет статус модельной личности и переходит в разряд ЛКТ с определенными позитивными и негативными характеристиками. Он воплощает в себе важную информацию о коммуникативных поведенческих нормах советской эпохи, служит своеобразным символом советской культуры.
- 1. Васильев Б. Завтра была война. — Москва: Художественная литература, 1988. — 341 с.
- 2. Смеляков Я. Стихотворения. Строгая любовь. — Москва: Художественная литература, 1967. — С.133−174.
- 3. Васильев Б. А зори здесь тихие… — Москва: Советский писатель, 1977. — 142 с.
- 4. Булгаков М. Собачье сердце. — Москва: Современник, 1988. — 95 с.
- 5. Друнина Ю. Стихотворения. — Москва: Молодая гвардия, 1968. — С.
- 6. Кетлинская В. Мужество. — Л.: Советский писатель: Ленинградское отделение, 1974. — 675 с.
- 7. Абрамов Ф. Повести. Алька. — Москва: Детская литература, 1988. — С. 164−222.
- 8. Бедный Б. Девчата. -// www.lib.aldebaran.ru/bednyi_boris_devchata
- 9. Гайдар А. Тимур и его команда. — Фрунзе: Мектеп, 1980. — 76 с.
- 10. Фадеев А. Молодая гвардия. — Алма-Ата: Мектеп, 1984. — 544 с.
- 11. Пьяных М. Ради жизни на земле. — Москва: Просвещение, 1985. — 272 с.