Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Воображение. 
Музыкальная психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Когда исполнитель начинает работать с текстом, предоставленным ему композитором, то основным средством в передаче музыкального образа оказывается его воображение и техническое мастерство, с помощью которого он находит нужный темп, ритм, динамику, агогику, тембр. Успех исполнения оказывается связан с тем, насколько хорошо исполнитель в своем воображении сможет прочувствовать и представить… Читать ещё >

Воображение. Музыкальная психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Воображение в психологии определяется как психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов и представлений на основе отдельных фрагментов тех образов, которые были получены ранее в предшествующем опыте. Если ощущения и восприятия связывают нас с прошлым и с настоящим, то работа воображения связывает нас с будущим, заставляя нас мечтать, ставить цели и разрабатывать планы по их достижению.

Хорошо развитое воображение помогает человеку отчетливо видеть свои цели и пути их достижения. Сначала мы изменяем свои мысли — ставим себе яркие захватывающие цели, а затем работа по их достижению начинает изменять нас самих. Мы становимся более работоспособными, дисциплинированными, отказываемся от старых, ненужных привычек и приобретаем новые, полезные. И все это благодаря работе воображения. Выготский справедливо полагал, что причину какойлибо неудачи надо искать не в слабости воли, а в отсутствии яркости цели. Эта яркость зависит только от силы и развитости воображения.

Несмотря на то, что деятельность воображения протекает в умственном плане, она затрагивает многие органические процессы. Хорошо известны случаи, когда под влиянием образного внушения у человека может понижаться или повышаться температура тела, ускоряется или замедляется ритм сердцебиений. Для музыкантов-исполнителей большой интерес представляют идеомоторные акты, связанные с выполнением исполнительских действий «в уме». Представляя и выполняя движения в уме, многие музыканты, танцовщики, цирковые артисты и спортсмены значительно улучшают качество выполнения своих реальных действий. Такие представления движений связаны с активизацией нейронных следов в коре головного мозга, и они имеют тренирующий эффект. Известный российский пианист Гинзбург по воспоминаниям своих друзей, садился в тихом месте и начинал заниматься на рояле мысленно, проигрывая таким образом свою концертную программу в воображении.

Средствами для построения образов воображения являются агглютинация, акцентирование, гиперболизация, типизация.

При агглютинации образ создается за счет соединения разнородных элементов, взятых из других образов. Так возникают сказочные русалки, кентавры и сфинксы. В музыкальном искусстве феномен агглютинации можно проследить на примере джаза, в котором соединились традиции африканской и европейской музыкальной культуры.

При акцентировании в образе выделяется и подчеркивается какая-то деталь, которая начинает нести определенную смысловую нагрузку. Так делаются карикатуры и шаржи. В музыке мы видим проявление этого приема в буффонадной музыке Шостаковича, С. С. Прокофьева, Р. К. Щедрина.

При гиперболизации мы имеем дело с общим утрированным преувеличением образа. Таков образ Гулливера и Мальчика-с-пальчик.

При типизации в образе отражаются и обобщаются наиболее характерные черты какого-то явления. Например, героя романа Пушкина Евгения Онегина называют «типичным представителем своего времени». В музыке прием типизации можно увидеть в знаменитом дивертисменте Чайковского в опере «Пиковая дама», который композитор создал в подражание музыке Моцарта.

Музыкальное произведение традиционно существует в трех «ипостасях», а именно в виде: 1) записанных композитором нот; 2) живого звучания, создаваемого исполнителем на основе этих нот; 3) взаимодействия художественных образов музыки с жизненным опытом слушателя. Во всех этих видах деятельности — создании музыки, ее исполнении и восприятии — обязательно присутствуют образы воображения, без работы которых невозможна никакая полноценная музыкальная деятельность.

Создавая музыкальное произведение, композитор оперирует воображаемыми звуками, продумывает логику их развертывания, отбирает интонации, наилучшим образом передающие чувства и мысли в момент создания музыки.

Когда исполнитель начинает работать с текстом, предоставленным ему композитором, то основным средством в передаче музыкального образа оказывается его воображение и техническое мастерство, с помощью которого он находит нужный темп, ритм, динамику, агогику, тембр. Успех исполнения оказывается связан с тем, насколько хорошо исполнитель в своем воображении сможет прочувствовать и представить целостный образ музыкального произведения.

Слушатель сможет понять то, что хотели выразить композитор и исполнитель, если в его воображении звуки музыки смогут вызывать те жизненные ситуации, образы и ассоциации, которые отвечают духу музыкального произведения. Часто человек с более богатым жизненным опытом, много переживший и повидавший, даже не имея особого музыкального опыта, откликается на музыку более глубоко, нежели человек с музыкальной подготовкой, но мало переживший.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой