Эстетическая и художественная культура Древней Греции
И все это было связано с ценностью свободы, не только собственно гражданской, но и свободы во владении телом, в одеяниях, в мысли и слове. Необычайно развилась риторика, ораторское искусство, логика. Свобода духа проявлялась в поиске красоты мысли, выражаемой образно, почти ничем не стесняемой, и гармонично, изящно оформленной. Душевного настроя. Древнегреческий театр волновал зрителей, поднимая… Читать ещё >
Эстетическая и художественная культура Древней Греции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В отличие от других древних культур, в Древней Греции эстетическая и художественная культура оказалась столь развитой (во всяком случае в классический период), что, во-первых, вся жизнь древнегреческих полисов была, так или иначе, пронизана ею, и, во-вторых, ее воздействие на культуру человечества продолжается до сих пор. Пытаться описать особенности античной эстетической и художественной культуры подробно в нашем случае невозможно, да и нецелесообразно. Но вполне возможно указать на некоторые общие черты, в которых выявилось эстетическое и художественное своеобразие культуры Древней Греции.
Прежде всего, это усиленное стремление к упорядоченности, завершенности, цельности, гармоничности. Именно поэтому мировоззрение древних греков эстетично, по сути. Космос виделся ими как завершенное целое: гармоничное, прекрасное, звучащее, но не безмерное (как, например, в Древней Индии). Это была Человеческая Вселенная. В древнегреческих мифах создание мира представляется его гармонизацией. Греческие боги (олимпийские!) — прекрасны и гармоничны. Даже Судьба (Рок), при всей своей грозности, эстетична. Древнегреческий эпос естественно складывался в завершенные целостные поэмы («Илиада», «Одиссея») и циклы сказаний. Древнегреческие трагедии и комедии стремились к совершенству своего построения. То же касалось и архитектуры, стремившейся к завершенности форм в человеческих масштабах, и скульптуры, в которой складывались каноны, более гибкие, чем древнеегипетские, а главное — антропометрические, математически и зрительно выверенные, основанные на пропорциях правильно сложенного человеческого тела. Это был «канон природы», но обработанной, ставший «каноном культуры». Ведь и живое человеческое тело обрабатывалось, оформлялось в занятиях гимнастикой. Человек оказался действительно «мерой всех вещей» (Протагор) во многих отношениях, и всегда — мерой совершенства. В этом плане древнегреческое искусство действительно классично. Но эта классичность его не была столь узкой, формальной, как позже в европейском классицизме, выросшем на основе греческих и римских образцов.
Следующая характерная черта — впервые так глубоко осознаваемая и ощущаемая древними греками ценность красоты. В Благе, к которому, по мнению многих греческих мыслителей, должна была стремиться жизнь человека, красота занимала одну из ведущих позиций. Платон считал, что эллина прежде всего отличает именно любовь к прекрасному. И в этом утверждении была доля истины. Рассматривая античную эстетику, В. Татаркевич отметил, что позднейшие архитекторы (Э. Виолле-де-Дюк) предполагали наличие «абсолютного зрения» у древних греков. Если не все они, то очень многие могли оценить красоту архитектурных сооружений и скульптуры, которая не была музейной. Скульптурные изображения (богов, героев, победителей разных игр и конкурсов) ставились повсеместно (см. рис. 3.1, 3.2). Украшенность жизненной среды, жизни вообще, была поразительной. Это касалось не только архитектуры и скульптуры, но и одежды, вещей, обстановки, театральных представлений, празднеств, искусства слова.
Жизнь древнегреческого полиса была реально эстетичной во многих отношениях. Создавалось огромное множество произведений искусства изобразительного, предметов для эстетического созерцания. Гимнастика, спортивные состязания, которые были вполне обычными, частыми. Обнаженные, атлетически развитые, прекрасные тела постоянно созерцались и служили основой для ваяния. Поэзия участвовала в самых разных сторонах жизни, в том числе и в политической. Музыка понималась и применялась как средство врачевания, создания по.
Рис. 3.7. Парфенон, Афины. V в. до н.э.
Рис. 3.2. Аполлон Бельведерский. Римская мраморная копия бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара. Ок. 330—320 до н.э. (Музей Пия-Климента, Ватикан)
душевного настроя. Древнегреческий театр волновал зрителей, поднимая самые животрепещущие проблемы, порождая состояние «катарсиса» (очищения души), давая выход чувствам.
И все это было связано с ценностью свободы, не только собственно гражданской, но и свободы во владении телом, в одеяниях, в мысли и слове. Необычайно развилась риторика, ораторское искусство, логика. Свобода духа проявлялась в поиске красоты мысли, выражаемой образно, почти ничем не стесняемой, и гармонично, изящно оформленной.
Разумеется, это далеко не все из особенностей древнегреческой эстетической и художественной культуры. Но и этого достаточно, чтобы ее ш воздействие на мировую культуру было заметным через тысячелетия. Античная художественная классика выросла из убеждения в том, что высшая красота содержится в формах, пропорциях, масштабах живых существ и, прежде всего, — человека. Искусство, как считали греки, черпает красоту из природного источника. И целью художника было познание и выявление объективного совершенства через подражание (мимесис). Ибо природа, космос заключают в себе гармонию. При этом выше всего оказывалась красота в состоянии устойчивости и равновесия: и в природе, и в человеке, когда красота — это единство духовного и телесного, это — мера. Фукидид передавал слова вождя афинского общества Перикла, который говорил: «Мы любим красоту, соблюдая умеренность, любим мудрость, не впадая в слабость».