Энгармоническая модуляция.
Степень родства тональностей.
Модуляция
В одних случаях энгармоническая модуляция производит впечатление крутого, неожиданного поворота в другую тональность, создает яркий красочный эффект. В других случаях, напротив, она не специфична по своему звучанию, сходственна с хроматической модуляцией и производит впечатление мягкого модуляционного поворота. Энгармонически измененные аккорды нотируются разными способами — иногда соответственно… Читать ещё >
Энгармоническая модуляция. Степень родства тональностей. Модуляция (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Энгармоническая модуляция характеризуется тем, что посредствующий аккорд разрешается в новой тональности как энгармонически измененный, а не соответственно своей прежней структуре. Энгармоническое переосмысление аккорда происходит именно после его разрешения. Он обычно разрешается непосредственно в модулирующий аккорд.
Энгармонически измененные аккорды нотируются разными способами — иногда соответственно предыдущей тональности, в других случаях применительно к новой тональности. Подразумеваемый энгармонизм обнаруживается при вскрытии и сравнении ладового значения аккорда в предыдущей и последующем тональностях.
В одних случаях энгармоническая модуляция производит впечатление крутого, неожиданного поворота в другую тональность, создает яркий красочный эффект. В других случаях, напротив, она не специфична по своему звучанию, сходственна с хроматической модуляцией и производит впечатление мягкого модуляционного поворота.
Явно выраженная красочная энгармоническая модуляция большей частью применяется в особых случаях — при переходе к новому разделу произведения, для особо яркого показа новой темы, при возвращении к начальной тональности после отклонения.
Посредствующими аккордами в энгармонической модуляции, главным образом, служат:
- 1) доминантсептаккорд,
- 2) уменьшенный септаккорд.
Энгармонизм доминантсептаккорда.
Разрешение доминантсептаккорда соответственно энгармоническому превращению его в альтерированную субдоминанту, в ложный доминантсептаккорд является наиболее типичным приемом энгармонической модуляции. Это энгармоническое равенство устанавливает связь данной тональности (мажорной или минорной) с тональностями, отстоящим на полтона ниже (минорной или мажорной).
Подобные модуляции возможны и через секундаккорд. Вследствие того, что доминантсептаккорд обладает особой тональной определенностью (так как принадлежит только одной тональности, хотя и без различия ее наклонения), разрешение его в далекую тональность в качестве альтерированной субдоминанты производит впечатление неожиданного, крутого поворота, создает яркий красочный эффект звучания, особенно при переходе в мажорную тональность.
Возможна также ладовая модуляция посредством энгармонического изменения ложного доминантсептаккорда с сохранением его субдоминантной функции.