Анализ картины «Девушка, освещенная солнцем»
Красный «откликается» в губах, в румянце щек, в нежном ушке, просвечивающем на солнце, а коричневый — в волосах. Серов полностью овладел приемами передачи изменяемости цвета в зависимости от освещения и цветов соседних предметов: он пишет белую кофточку зелеными и желтыми красками с добавлением коричневато-розовых рефлексов от ствола дерева и синих — от юбки. Отличительная черта творчества… Читать ещё >
Анализ картины «Девушка, освещенная солнцем» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
картина серов композиция.
«Девушка, освещенная солнцем» — это, одно из чудеснейших «лиц» русского портрета, исполненное чисто человеческой красоты.
Логика развития живописи Серова, интерес к пленэру, опыт изучения натуры в абрамцевских работах подводили его к импрессионистической живописи. Решительный шаг в этом направлении был сделан в картине «Девушка, освещенная солнцем». Однако русский импрессионизм имел существенные отличия от французского, с которым Серов был почти не знаком. Красочное ликование — главный предмет его внимания. Все цвета строятся на сложных переходах и утверждаются как самостоятельная категория.
Отличительная черта творчества Серова — восприятие человека и природы в их неразрывной связи, в гармоничном сочетании и стремление передать эту гармонию в своих произведениях. Одно из ярких подтверждений этому — картина «Девушка, освещенная солнцем», портрет Марии Яковлевны Симонович.
Игра цветовых пятен в картине напоминает мозаику — так живописную форму любил строить Врубель, а Серов тогда как раз находился под обаянием его творчества и в какой-то мере стремился повторить врубелевскую манеру письма.
На этой картине изображена девушка на фоне красочной природы. Лес, изображенный на заднем плане, наполнен неповторимыми яркими красками лета. Густая зелень листвы образует единое, бескрайнее царство, а освещенная солнцем поляна дарит ощущение радости, тепла и света.
Присев отдохнуть с дороги или, может быть, просто наслаждаясь окружающей красотой, немного задумчиво сидит девушка, прислонившись к стволу мощного дерева. И в этом облике мы словно ощущаем единство человека и природы. Солнце слегка освещает ее, даря невероятно радостное ощущение счастья. Не хочется никуда спешить, растворившись в прелести лета, теплоте солнечных лучей, свежести воздуха, прохладе тенистых деревьев. Радостное, светлое чувство отражается и на лице девушки. Об этом говорит нам ее легкая улыбка и здоровый розовый румянец на ее щеках. Она о чем-то задумалась. Взгляд ее лучистых глаз направлен куда-то вдаль. О чем думает девушка в тот самый момент? Может, быть, увлекло ее все происходящее вокруг, эта тайная, неуловимая жизнь окружающего мира. Может она пытается проникнуть в его тайны. Или просто отдается ощущению умиротворения, которое он дарит. А быть может, в самой ее душе таятся какие-то скрытые, волнующие и незнакомые чувства. И сердце ее наполнено особым, только ей известным, ощущением счастья или волнения, радости или легкой тревоги. Мы можем лишь догадываться об этом.
И все же даже одного взгляда на произведение великого художника достаточно, чтобы ощутить неповторимую насыщенность всей картины воздухом, ее прозрачность, свежесть, гармонию. То, как умело переплетено здесь многообразие ярких красок, какую насыщенную, сочную цветовую гамму избрал автор для передачи своих чувств, как неповторимо у него сочетание света и тени, — все это наполняет нас особым ощущением счастья.
Художник воспевает молодость и красоту как отдельно взятого человека, так и всей природы в целом. В позе, во всем облике своей героини.
Серов демонстрирует ее непосредственность, открытость, внутреннюю чистоту и красоту души, ясность мировосприятия, гармонию с окружающим миром.
Он выражает в своей работе радость бытия, радость жизни, радость молодости. И когда мы смотрим на картину, то теми же чувствами наполняются и наши сердца.
В портрете Маши Симонович фигура размещена на первом плане, как сказали бы в наше время, — крупным планом. Она смотрится более четко в сравнении с широко написанным пейзажем. Подобно «Девочке с персиками», портрет ее решен как сюжетная картина. Недаром «картинное» название прочно утвердилось за обоими. Но в обоих портретах окружающая обстановка не дополняет фигуры — она характеризует человека. Мало кто знает об изображенной Маше Симонович, девушка воспринимается более как обобщенный поэтический образ, нежели как конкретный, портретный. Поскольку портрет писался языком пленэрной живописи, его цветовая гамма еще звучнее, чем гамма «Девочки с персиками»; интенсивен разнообразный цвет зелени — от темного до светлого, почти желтого на солнце.
Серов добивается необычайной чистоты и звучности синего цвета юбки, также данного в градации его светосилы. На этом холодном синем фоне интенсивно пишутся теплыми тонами руки, тени на которых даются красным и коричневым.
Красный «откликается» в губах, в румянце щек, в нежном ушке, просвечивающем на солнце, а коричневый — в волосах. Серов полностью овладел приемами передачи изменяемости цвета в зависимости от освещения и цветов соседних предметов: он пишет белую кофточку зелеными и желтыми красками с добавлением коричневато-розовых рефлексов от ствола дерева и синих — от юбки.
Этот портрет — живописная симфония, в нем, как и в первом, также проявилась и эстетика ХХ века — самоценность живописи.
Произведение портретный образ превращается в образ Молодости, как некие этапы жизни человека в их неповторимой собственной поэтической красоте. В них молодой художник выразил восторг перед красотой жизни и человеческой личности.