Прагмалингвистический подход к изучению речи
Рассматривая различные лексико-стилистические средства убеждения, мы неизбежно должны обратиться к прагматическому аспекту языка, который является предметом изучения прагмалингвистики. Прагматика, выделенная Ч. Моррисом как один из аспектов семиотики (наряду с синтактикой и семантикой), посвящена изучению отношений между знаками и носителями языка, употребляющими данные знаки в речи. Н. Д… Читать ещё >
Прагмалингвистический подход к изучению речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Роль прагмалингвистики в изучении лексики
Рассматривая различные лексико-стилистические средства убеждения, мы неизбежно должны обратиться к прагматическому аспекту языка, который является предметом изучения прагмалингвистики. Прагматика, выделенная Ч. Моррисом как один из аспектов семиотики (наряду с синтактикой и семантикой), посвящена изучению отношений между знаками и носителями языка, употребляющими данные знаки в речи. Н. Д. Арутюнова определяет прагмалингвистику как «дисциплину, которая включает комплекс вопросов, связанных с говорящим субъектом, адресатом, их взаимодействием, в коммуникации, ситуацией общения» [Арутюнова 1990:389]. А. Ю. Маслова дает схожее определение, используя термин «лингвистическая прагматика»: «лингвистическая прагматика — дисциплина, изучающая язык не „сам в себе и для себя“, а как средство, используемое человеком в его деятельности» [Маслова 2010:29]. Д. Лич дает более простое и общее определение: в область прагматики входит все, связанное с использованием языка в коммуникации [Leech 1983:13]. Д. Томас определяет прагматику как «значение в контексте коммуникации» [Thomas 2013:22], которое рождается в результате взаимодействия говорящего и слушающего в рамках конкретного речевого акта.
Так или иначе, главным в области прагмалингвистики остается изучение речевой деятельности в условиях реальной коммуникации с учетом таких важных факторов, как авторская интенция. Г. Г. Матвеева, А. В. Ленец и Е. И. Петрова справедливо отмечают, что при изучении лингвистической прагматики особую роль играет категория выбора, которая имеет важное значение при использовании оратором тех или иных лексических единиц, того или иного функционального стиля, тех или иных стилистических приемов и тактик, направленных на успешную реализацию воздействующей функции языка [Матвеева, Ленец, Петрова 2014:23]. Важность категории выбора подчеркивает и Р. Эндрюс, упоминающий выбор языковых средств как один из основных факторов персуазивности в публичной речи, наряду с «темпом и ритмом речи» [Andrews 2014:69].
Категория выбора может быть разделена на два аспекта, каждым из которых занимается одно из направлений прагмалингвистики. Во-первых, в рамках скрытой прагмалингвистики исследуется то, как осуществляется спонтанный, «неосознаваемый, автоматический… выбор лингвистических единиц… который становится интуитивным» [Матвеева, Ленец, Петрова 2014:24]. Во-вторых, в рамках функциональной прагмалингвистики изучается «осознаваемый, мотивированный и продуманный выбор четко оформленных языковых структурно-семантических единиц: слов, выражений и синтаксических конструкций» [Матвеева, Ленец, Петрова 2014:23], а также стилистических приемов и специфических способов воздействия. Нас интересует именно функциональная прагмалингвистика и сознательная категория выбора наиболее оптимальных языковых средств; в русле функциональной прагмалингвистики широко изучается ораторская речь как один из видов публичной коммуникации.
Далее мы кратко рассмотрим единицы прагмалингвистики.