Словообразование современного немецкого языка
Основные понятия словообразования По мнению Л. Д. Степановой, словообразование, как и любой другой раздел науки о языке, может рассматриваться как с исторической, т. е. диахронной точки зрения, так и с точки зрения синхронной, т. е. системы языка в его современном состоянии. Следует подчеркнуть, что именно в словообразовании соотношение синхронии и диахронии особенно сложно. Так, морфологические… Читать ещё >
Словообразование современного немецкого языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Словообразование в общей системе языка До сих пор вопрос о месте словообразования в системе языка, а тем самым и в теории языкознания не имеет однозначного решения. В традиционном языкознании конца XIX — первой половины XX века господствовала тенденция рассматривать его как часть грамматического учения о слове, т. е в составе грамматики в собственном, узком смысле слова, большей частью в составе морфологии; утверждалась также его несомненная связь с синтаксисом. С обособлением лексикологии в самостоятельный раздел науки о языке в ее состав стали включать словообразование. В настоящее время словообразование рассматривается обычно в рамках лексикологии, прежде всего, в качестве учебной дисциплины. Не смотря на это сохранились обе точки зрения на словообразование ввиду того, что словообразование находит связь с грамматикой и лексикологией через структуру и семантику слова, а также через грамматические категории и парадигмы частей речи.
Такое двоякое отношение к словообразованию оправдано его основными чертами. Нельзя отрицать ни его непосредственной связи со структурой и семантикой слова, ни того, что оно соотносимо с грамматическими категориями и парадигмами частей речи, а также и с синтаксисом, поскольку составные части основы слова сочетаются друг с другом согласно закономерностям, частично сходным с закономерностями соединения слов в предложении. Однако, обнаруживая связь и с лексикой, и с грамматикой, словообразование обладает собственными, только ему присущими чертами. Кроме того, в численном отношении словообразовательные средства имеют более разветвлённую и сложную структуру, чем грамматические, обобщая лексические явления, но, в то же время, подчёркивая их индивидуальность.
Грамматические закономерности более абстрактны и обобщают отношения между предметами и явлениями реальной действительности (например, отношения числа, принадлежности в широком смысле у существительных и других имен; отношения лица, числа, времени, модальности у глаголов и т. п.). Словообразовательные категории имеют широкое лексико-семантическое содержание, например, одушевленности, выражаемое суффиксами существительныхer, -ling, -in и др.; уменьшительности — суффиксами существительныхchen, -lein; усилительности — именными префиксами erz-. ur-; снабженности — глагольными префиксами be-, ver-; направления — суффиксом наречияwдrts и т. п. Число словообразовательных средств значительно превышает число грамматических средств, а их многозначность и синонимия отличаются большей сложностью и разветвленностью. Словообразование обобщает ряд лексических явлений, создает определенные лексические системы и, в то же время, вносит в лексику своеобразную индивидуализацию значений. Особый характер словообразования с давних пор привлекал внимание языковедов, посвятивших его отдельным вопросам ряд исследований на материале разных языков. В последние десятилетия появились работы, в которых словообразование отдельных языков освещается в целом как самостоятельная дисциплина.
Таким образом, наряду с тенденциями относить словообразование к грамматике или лексике выработалась тенденция признать его автономность как области языка, так и раздела языкознания.
Основные понятия словообразования По мнению Л. Д. Степановой, словообразование, как и любой другой раздел науки о языке, может рассматриваться как с исторической, т. е. диахронной точки зрения, так и с точки зрения синхронной, т. е. системы языка в его современном состоянии. Следует подчеркнуть, что именно в словообразовании соотношение синхронии и диахронии особенно сложно. Так, морфологические формы слов и синтаксические структуры современного языка естественно подчиняются его современным нормам; грамматические архаизмы редки и, как правило, стилистически окрашены. Четко различимы с этой точки зрения также современный и исторический пласты лексических единиц в целом, так как слова, по той или иной причине ставшие архаизмами, отбрасываются языковой практикой. Что же касается словообразовательной структуры слова, то она представляет собой итог исторического развития, т. е. синхрония как бы «опирается» на диахронию. При этом современная словообразовательная форма далеко не всегда отвечает истории ее становления. Многие корневые слова современного немецкого языка были в прошлом производными или сложными, например: Mensch исторически представляет собой субстантивированное прилагательное: двн. mennisco, свн. mensch (e) человеческий); Adler в свн. было сложным словом adelare благородный орел; сложные слова могли иметь в прошлом другую структуру: Armbrust — из латинского arcuballist и т. д.
В практике современного словообразовательного анализа четко разграничиваются процессы словообразования и современная структура слова. Еще Л. В. Щерба указывал на необходимость различать процесс образования слова и то, как оно «сделано». М. Докулил предлагает употреблять два разных термина: «словообразованность» (Wortgebildetheit) и «словообразование» (Wortbildung) по отношению к результату процесса и самому процессу оформления слова. В современной русистике употребляются термины «мотивированные» и «мотивирующие» слова (вместо терминов «производные» и «производящие» слова), что предполагает одновременно структурный и семантический подходы к синхронному состоянию лексики.
С диахронным и синхронным подходом к словообразованию перекрещиваются его процессуальный и статический аспекты, иными словами, рассмотрение словообразования в движении и статике.
Естественно, что диахрония предполагает процессуальный аспект. Синхрония, наряду со статическим аспектом, признает процессуальный аспект, но не в обычном его историческом понимании, а в плане установления возможности образования новых лексических единиц, т. е. предсказуемости словообразовательных потенций в данном синхронном срезе языка. Таким образом, возникает понятие «продуктивных» и «непродуктивных» способов и средств словообразования. Следует также оговорить, что продуктивность — непродуктивность и частотность — нечастотность тех или иных моделей не обязательно совпадают. Так, например, суффикс немецких существительныхt нельзя считать продуктивным, хотя он и встречается у значительного числа существительных женского рода (Saat, Naht, Fahrt, Pflicht, Schlacht, Glut, Flucht и др. при глагольных основах). С другой стороны, некоторые продуктивные словообразовательные средства нечастотны, так как ограничены возможностью сочетания лишь с известным типом основ, например: суффикс существительныхaster (расширенный вариант суффиксаer), присоединяемый к заимствованным основам, ср. Kritikaster, Politikaster; суффикс глаголовz (en), продуктивный только при основах междометий, ср. дchzen, krдchzen, и при образовании некоторых звукоподражательных глаголов, ср. seufzen, schluchzen.
Процессуальность характеризует также возможность развертывания корневых основ во все более усложненные производные структуры, образующие целые гнезда этимологически и семантически связанных друг с другом слов, например:
В данном случае речь может идти о процессуальности, но не в историческом, а в чисто синхронном аспекте, при выявлении ступеней производности. .
Одно из основных понятий немецкого словообразования — модель. Она представляет собой структуру, способную наполняться лексическими основами в рамках общих для всех элементов закономерностей, и также пересекается с процессуальным и статистическими аспектами (в том плане, что модели, применяемые в процессе исторического функционирования лексемы, не всегда совпадают с современной моделью данного слова). Словообразовательная модель имеет своим средством аффиксы, оформляющие основу, а также корневые изменения (например, умлаут). Последнее средство имеет фонетический характер, а потому является условностью и не всегда относится ко всему набору словообразовательных средств.
До сих пор нет единообразного понимания «словообразовательного значения» А. Н. Зуев определяет данное понятие как одно из значений словообразовательного элемента, реализуемое в соответствующем производном слове: например, у существительного Lehrer словообразовательное значение равно значению активного лица, у существительного Bohrer — инструмента, у существительного Seufzer — абстрактного понятия и т. п. .
Словообразовательные модели современного немецкого языка.
По мнению А. Н. Зуева, словообразовательная модель — это организованная структура, обладающая обобщённым лексико-категориальным содержанием и основанная на общих закономерностях. По сути, моделирование в словообразовании есть классификация, включающая восемь основных способов словообразования (выделение этих моделей рационально с позиций лексикографии) Модель корневых слов.
Корневые слова обладают двумя особенностями: неразложимостью их основ на морфемы и немотивированностью. Корневые немецкие слова обычно включают один — два слога, например: Tisch, klug, hier, Abend, oben, nieder, wieder, aber; двусложные корневые глаголы редки, если не считать глаголов с уникальными и связными основами. Что касается заимствованных слов с неделимыми на немецкой почве основами, то они могут быть не только двусложными, например: Perlon, Perkal, но и могут включать большее число слогов, например: Rendezvous, Magnolie и др. Именно заимствованные слова пополняют состав корневых слов, в то время как состав немецких корневых слов стабилен.
Основы корневых слов участвуют в словопроизводстве в качестве производящих основ, а также пополняют фонд словообразовательных средств в качестве полуаффиксов и частотных компонентов.