Нетарифные меры регулирования внешней торговли
Торгово-политические нетарифные меры, в свою очередь, подразделяются в зависимости от способа ограничения торговли на экономические и административные. Наиболее распространенными такими экономическими мерами являются антидемпинговые и компенсационные пошлины, взимаемые в дополнение к таможенным пошлинам. К внешне похожим таким мерам, выполняющим одновременно и фискальные функции, относятся… Читать ещё >
Нетарифные меры регулирования внешней торговли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Классификация мер нетарифного регулирования
Нетарифные меры служат существенным дополнением таможенного тарифа в современной системе государственного регулирования (ограничения) внешней торговли, особенно учитывая, что почти половина позиций в действующих тарифах развитых стран, на которые приходится свыше половины мировой торговли, имеет нулевые ставки пошлин, а в регулировании торговли услугами таможенные пошлины вообще не применяются.
Под нетарифным регулированием внешней торговли понимается использование правительством любых мер, помимо таможенных пошлин, для сдерживания роста импорта или экспорта. Эксперты ЮНКТАД считают нетарифными мерами все правила регулирования и государственной практики, в силу которых устанавливается неравный режим по отношению к отечественным и иностранным товарам одного и того же или подобного рода.
Нетарифные меры применяются в процессе регулирования развития национальной экономики в целом или непосредственно внешней торговли. Правовой основой таких мер являются законы, постановления, распоряжения, предписания и другие нормативные акты центральных и местных органов власти.
Нетарифные меры регулирования внешней торговли многочисленны и многообразны. По данным экспертов ВТО, насчитывается 177[1] таких мер. Однако узко направленное применение основных нетарифных мер ведет к тому, что ими охватывается значительно меньшая доля торговли, чем тарифными. Но многие такие меры оказывают более сильное сдерживающее влияние на торговлю, чем таможенные пошлины. Кроме того, необходимо отметить, что либерализация почти не распространилась на нетарифные меры, а в отношении особенно «чувствительных» групп товаров — обувь, текстиль, одежда — отмечалось даже расширение их использования, в том числе при снижении и отмене таможенных пошлин.
В зависимости от времени начавшегося использования, масштабов и целей нетарифные меры можно разделить на три основные группы. К первой и наиболее важной группе относятся торгово-политические нетарифные меры, которые предназначены специально или попутно для регулирования внешней торговли, ко второй — технические и некоторые другие нетарифные меры, изначально предназначенные для защиты потребителей, животного и растительного мира, окружающей среды, но впоследствии ставшие выполнять и протекционистскую функцию, а к третьей — преднамеренное бюрократическое усложнение внешнеторговых операций.
При определении специфики применения таможенно-тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли обозреватели, не без основания, прибегают иногда к аналогии с военной терминологией классификации методов стрельбы: по площадям — пошлины применяются в торговле со всеми странами или с группами стран, и по целям — нетарифные меры часто применяются в торговле с отдельными странами и даже в отношении экспорта отдельных иностранных компаний.
Торгово-политические нетарифные меры, в свою очередь, подразделяются в зависимости от способа ограничения торговли на экономические и административные. Наиболее распространенными такими экономическими мерами являются антидемпинговые и компенсационные пошлины, взимаемые в дополнение к таможенным пошлинам. К внешне похожим таким мерам, выполняющим одновременно и фискальные функции, относятся разного рода сборы: консульские, таможенные, портовые, акцизные, лицензионные и гербовые. Перечисленные меры воздействуют на торговлю так же как и пошлины, — через повышение цен товаров, пересекающих границу.
- [1] World Tariff Profiles 2016 // World Trade Organization. URL: https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/tariff_profilesl6_e.pdf (дата обращения: 10.03.2017). P. 186.