Человек, который жил под землей
Главный герой, негр Фред Дэниел, арестованный по ложному обвинению в убийстве белой женщины, бежит от полицейских и спасается, спустившись в канализационный люк. Начинается его подземная «робинзонада», существование одинокого, несчастного человека среди грязи и нечистот. Несколько раз тайно выходит он на поверхность: видит молящихся в негритянской церкви; проникает в банк и похищает из сейфа… Читать ещё >
Человек, который жил под землей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В первые годы после Второй мировой войны, несмотря на литературные успехи, Райт остро ощущал свою несовместимость с Америкой, с ее неискорененным расизмом. Ощущение одиночества усилилось после того, как еще в годы войны он порвал с коммунистами, не принимая их догматизма и прагматичной политики в негритянском вопросе.
Все это укрепило в нем желание стать добровольным экспатриантом. В 1947 г. он переезжает во Францию, в Париж, где и остается до конца жизни. В Париже Райт сближается с Сартром и Симоной де Бовуар, с интересом воспринимает их философию — экзистенциализм. Для Райта, однако, это не была заемная теория. Многие постулаты экзистенциализма были ему, человеку с черным цветом кожи, внутренне очень близки. Ему было понятно восприятие окружающего мира как враждебного, подавляющего личность.
Эти настроения сказались отчасти уже в «Сыне Америки», но особенно в повести «Человек, который жил под землей» (The Man Who.
Lived Underground, 1944). Повесть по праву относится к классическим образцам этого жанра в литературе США.
Главный герой, негр Фред Дэниел, арестованный по ложному обвинению в убийстве белой женщины, бежит от полицейских и спасается, спустившись в канализационный люк. Начинается его подземная «робинзонада», существование одинокого, несчастного человека среди грязи и нечистот. Несколько раз тайно выходит он на поверхность: видит молящихся в негритянской церкви; проникает в банк и похищает из сейфа деньги и драгоценности. Но столь важные в «земной» жизни, они не имеют никакой ценности под землей. И он, обклеив свою конуру долларовыми банкнотами, с удовольствием расстреливает их из револьвера. Мучительное одиночество подземного существования становится для героя невыносимым. К этому времени уже арестован настоящий убийца. Когда же Фред Дэниел появляется из канализационного люка, страшный и отчаявшийся, и пытается что-то объяснить полицейским, один из них, посчитав Фреда сумасшедшим, хладнокровно его убивает.
Повесть была задумана как философская притча. Подземелье со сточными водами, нечистотами, крысами — символ существования черных американцев. Белая Америка старается не замечать черных. Эта мысль была продиктована эпизодом, относящимся к первым годам жизни Райта в Чикаго. В одной из больниц города неграм из обслуживающего персонала разрешалось находиться только в подвальных помещениях, дабы их черные лица не стали источником неприятного раздражения для белых пациентов на верхних этажах. Но «невидимыми» негры были не только внешне; главное, непознанным, неоткрытым оставался их внутренний мир.
Фантастический сюжет повести — иллюстрация «невидимого» существования темнокожих в Америке. «Одиссея» героя в подземном мире — это его отчаянная попытка самоосвобождения.
Экзистенциальные мотивы в повести. Сделав главного героя темнокожим, писатель ставит общие проблемы, касающиеся человека и коренных основ его бытия. Фред Дэниел обретает черты экзистенциального героя, подпольного бунтаря. Мы ничего не знаем о его профессии, о том, есть ли у него семья, дети, друзья. Мы случайно узнаем его имя, когда он выстукивает его на пишущей машинке. В повести ощутима экзистенциалистская концепция извечной разобщенности людей.
«Экскурсии» из-под земли в реальный мир позволяют Фреду Дэниелу увидеть его глазами «постороннего». В то же время как художникгуманист он дает понять, сколь трагично одиночество. Писатель видел свою сверхзадачу в том, чтобы помочь установлению связей между людьми.