Введение.
Антитеза в творчестве М.Ю. Лермонтова
Одним из ярких проявлений системных отношений в лексике русского языка является соотносительное противопоставление двух и более слов, противоположных по самому общему и наиболее существенному для их значения семантическому признаку. Такие слова называются антонимами (гр. anty — против + onyma — имя). Антонимы — это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, имеющие прямо… Читать ещё >
Введение. Антитеза в творчестве М.Ю. Лермонтова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одним из ярких проявлений системных отношений в лексике русского языка является соотносительное противопоставление двух и более слов, противоположных по самому общему и наиболее существенному для их значения семантическому признаку. Такие слова называются антонимами (гр. anty — против + onyma — имя). Антонимы — это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, имеющие прямо противоположное лексическое значение (добрый-злой, горячий — холодный, день — ночь).
С точки зрения современного языка можно говорить о синонимии и антонимии как о крайних случаях взаимозаменяемости и противопоставления слов по их значению. Но только для синонимических отношений характерно семантическое сходство, а для антонимических — семантическое различие. Синонимические и антонимические пары тесно связаны между собой. Даже когда мы упоминаем одно из слов-антонимов, то в сознании невольно возникает его противоположная по значению пара. Из этого следует, что антонимы не только взаимно отрицают, но в то же время и предполагают друг друга. Это обусловлено характером человеческого мировосприятия, его сложностью, выражающейся в единстве и борьбе противоположностей. Обычно антонимы объединяются в пары по контрасту. Однако это не означает, что-то или иное слово может иметь только один антоним. Те же самые синонимические связки слов позволяют выражать и противопоставление понятий (радостный, веселый, оптимистичный — грустный, унылый, подавленный). Подобный подход к самому понятию антонимии опровергает распространенное суждение о том, что антонимы образуют замкнутые пары слов. Необходимо учитывать, что у многозначных слов, как правило, очень широкие антонимические отношения. В частности, это означает, что у разных значений одного и тоже слова могут быть разные антонимы. Например, слово «близкий» имеет антоним «далекий», если употреблено в значении небольшого расстояния или промежутка времени. Но вот в значении кровной связи это прилагательное становится антонимично уже слову «чужой». А выступая в значении «сходный» слово «близкий» образует антонимическую пару со словом «различный».
Антонимы широко используются в художественной и публицистической литературе как изобразительное и выразительное средство. В одном случае они конструктивно организуют текст, в другом — контрастно оттеняют характеры героев, в третьем выступают в уточняющей функции.
Наблюдение за функционированием антонимов в качестве языкового «материала» для создания антитезы и оксюморона также имеет научное и практическое значение. Изучением антонимов занимались виднейшие ученые в области языкознания: Н. М. Шанский, М. Фомина, Л. А. Новиков, Е. Н. Миллер и др.
Предметом данного исследования стали слова с противоположным значением, их типы и приемы использования в текстах художественных произведений.
Объект исследования — поэтические тексты М. Ю. Лермонтова.
Актуальность проблемы данного исследования связана с недостаточной изученностью языкового материала создания антитезы и оксюморона.
Цель работы: выявить, какую роль играют антонимы в языковой манере М. Ю. Лермонтова, какие закономерности могут быть в использовании антитезы и оксюморона поэтом.
Нами были выделены следующие задачи исследования:
- — рассмотреть типы антонимов в русской лингвистике;
- — выявить функции антонимов в текстах художественных произведений;
- — собрать практический материал, иллюстрирующий наличие антитезы и оксюморона в текстах поэтических произведений М. Ю. Лермонтова;
- — дифференцировать собранный материал в соответствии с принятой классификацией;
- — объяснить причины употребления поэтом индивидуально-авторских антонимов и оксюморона.
Цели и задачи работы определили ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.