Заключение.
Антитеза в творчестве М.Ю. Лермонтова
Каждый художественный текст представляет собой ту или иную информацию, которая всегда преследует определенные практические цели", — писал Н. М. Шанский. (52, 5) Сообщая что-то, писатель одновременно так или иначе воздействует на читателя. Сила этого воздействия прежде всего и по преимуществу зависит от степени художественности произведения, его изобразительно-выразительной фактуры… Читать ещё >
Заключение. Антитеза в творчестве М.Ю. Лермонтова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
«Каждый художественный текст представляет собой ту или иную информацию, которая всегда преследует определенные практические цели», — писал Н. М. Шанский. (52, 5) Сообщая что-то, писатель одновременно так или иначе воздействует на читателя. Сила этого воздействия прежде всего и по преимуществу зависит от степени художественности произведения, его изобразительно-выразительной фактуры.
В художественных, публицистических, научно-популярных произведениях, в устной речи слово приобретает особое звучание, раскрывается во всей полноте при столкновении его со словом, противоположным по значению. Поэтому антонимы часто используются как особый стилистический прием оценки различных предметов и явлений.
Антонимы являются языковым «материалом» для создания антитезы, фигур нейтрализации противоположностей, соединения, противоречия, разделения, чередования, смены, сопоставления, сравнения и оксюморона в текстах художественных произведений. Творчество М. Ю. Лермонтова дает довольно богатые возможности для наблюдения за этими языковыми средствами.
Из локального художественного приема антонимы и антитеза у Лермонтова перерастают в мировоззренческий гносеологический феномен и обретают новую жизнь, полную художественных неожиданностей.
В произведениях М. Ю. Лермонтова часто выступают антонимы, противопоставляющие счастье и несчастье, горе и радость, землю и небо, любовь и ненависть, муку (страдание, мученье) и негу; жизнь — смерть, ангельское и демоническое, начала. Антитезы «добро» — «зло», «ангел» — «демон» создают картину непонятного, инфернального мира, в котором царит и правит смертоносная красота.
В поэзии Лермонтова развивается тема трагического противоречия между иллюзорно свободным человеческим духом и предопределенностью, которую выдвигает перед человеком судьба; возникает даже отдельный мотив телесного разложения, форсирующий трагический контраст «идеального» духа и «материального» тела.
Следует отметить, что оксюморонные сочетания у Лермонтова чаще всего тяготеют к афористичности.
Все выделенные нами типы антитез изоморфны по отношению друг к другу: антитезы одного ряда дублируются антитезами другого и представляют у Лермонтова неразложимые единства. Лермонтовские антитезы помогают раздвинуть горизонты человеческого мышления, открыть перед ним новые перспективы дальнейшего освоения мира.