Ценообразование в различных рыночных структурах
В условиях СК фирма, максимизирующая прибыль, может контролировать только объем выпуска, учитывая вид своей функции издержек (то есть АС) и величину цены, заданной рынком. Явные (хозяйственные) представляют собой традиционно совокупность переменных и постоянных затрат (т.е. реальные затраты). Они обусловлены самим процессом создания товара. Суть: если потребитель купит один вид товара, то цена… Читать ещё >
Ценообразование в различных рыночных структурах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Типы рыночных структур и их характеристика Тип рыночной структуры определяется факторами:
- 1) количество фирм-производителей, действующих на данном рынке (конкуренты);
- 2) тип продукта;
- 3) контроль над ценами, и кем он осуществляется;
- 4) возможность входа и выхода, условия;
- 1) совершенная конкуренция (абсолютно конкурентный рынок, чистая конкуренция);
- 2) монополистическая конкуренция;
- 3) олигополия;
- 4) чистая монополия (монопольный рынок);
- 5) монопсония (1 потребитель и много изготовителей).
Таблица.
Характеристики. | Свободная конкуренция. | Монополист. конкуренция. | Олигополия. | Монополия. |
1. Количество фирм. | множество фирм (в зависимости от отрасли). | достаточно много фирм (СК>МК). | несколько крупных фирм. | одна фирма. |
2. Тип продукта. | однородный (стандартный продукт). | дифференцированный продукт, т. е. отличающийся от конкурентов. | и стандартный, и дифференцированный. | уникальный продукт (нигде никем другим не выпускается). |
3. Контроль над ценами. | Отсут. контроль со стороны отд. производ. (цена равн.). | существует некоторый контроль (но в малом сегменте). | ограничен контроль взаимной зависимости фирм. | полный контроль монополиста (он определяет P и Q). |
4. Условия входа и выхода. | довольно легко (препятствия отсутствуют). | сравнительно легко. | существенные ограничения. | вход и выход контролируется монополистом, он препятствует появлению конкурента на рынке. |
5. Неценовые фак. конк. (реклама и маркетинг). | практически отсутствуют. | очень сильны (особенно в розничной торговле). | О<�МК, но все же есть, и на рекл. тратятся большие деньги. | в основном, факторы не нужны. |
2. Виды издержек и доходов в различных рыночных структурах.
Издержки:
постоянные;
условно-постоянные;
· переменные.
Таблица.
Переменные издержки? variable costs VC изменяются с увеличением объема выпуска (применительно ко всему продукту). | |
Средние переменные издержки? average variable costs AVC (применительно к 1 акту). | |
Условно-постоянные издержки? fixed costs FC. | |
Совокупные издержки? total costs TC. | TC = VC + FC. |
Средние издержки? average costs AC. | |
Предельные издержки? marginal costs MC. Это те издержки, с которыми связан выпуск одной дополнительной единицы товара. |
Издержки:
явные;
неявные.
Явные (хозяйственные) представляют собой традиционно совокупность переменных и постоянных затрат (т.е. реальные затраты). Они обусловлены самим процессом создания товара.
Неявные (альтернативные, издержки упущенной выгоды, вмененные издержки) обусловлены предпринимательским выбором.
Схема формирования бухгалтерской и экономической прибыли.
Неявные издержки:
- 1) норма дохода на капитал;
- 2) нормальный доход.
Экономическая прибыль? это та прибыль, которая обусловлена предпринимательским выбором, и от которой владельцы не отказываются, а используют ее, а это и есть сверхприбыль (рента).
Нормальная прибыль? это та прибыль, от которой владельцы отказываются, используя собственные ресурсы в своей фирме, но которую можно было бы получить, вложив свои ресурсы в иное дело.
Экономическая прибыль = выручка (доход)? экон. издержки Экономические издержки = явн. издержки + неявн. Издержки Таблица.
Совокупный доход? total revenue TR. | TR = P · Q. |
Средний доход? average revenue AR. | |
Предельный доход? MR. Тот доход, который может получить фирма, продав 1 дополнительную единицу товара: | |
Прибыль. | П = TR? TC. |
Таблица. Издержки фирмы в краткосрочном периоде.
Q. | FC. | VC. | TC. | MC. | AFC. | AVC. | AC. |
16,7. | 32,67. | 49,4. | |||||
12,5. | 40,5. | ||||||
3. Ценообразование в условиях совершенной конкуренции. Равновесие в условиях современной конкуренции. Поведение фирмы. Стратегии ценообразования в условиях современной конкуренции.
Рис.
Рис.
Фирме выгодно работать.
Рис.
Фирма будет работать до тех пор, когда Р=AVC. Тогда фирма примет решение об уходе с рынка.
Условие прекращения производства товара.
В условиях СК фирма, максимизирующая прибыль, может контролировать только объем выпуска, учитывая вид своей функции издержек (то есть АС) и величину цены, заданной рынком.
Специфическое условие на рынке СК: Р=MR=MC в точке равновесия.
Стратегии ценообразования в условиях СК:
1) Стратегия случайного снижения цен.
Суть: цена чуть-чуть завышается относительно рыночной, а затем понижается.
2) Стратегия сигнализирования ценами.
Суть: потребитель не может получить информацию о качестве товара; немного меняя цену, фирма сигнализирует о том, что качество ее товара лучше.
3) Стратегия цен на наборы товаров/услуг.
Суть: если потребитель купит один вид товара, то цена будет достаточно высокой, но, покупая товар в наборе с другим, потребитель будет брать его по более низкой цене.