Резервы повышения эффективности в торговли
К первому направлению научно-исследовательских работ (НИР) относится, например, разработка методических указаний и рекомендаций для различных уровней управления торговлей по разработке планов развития торговли, по экономическому стимулированию, планированию хозяйственной деятельности, структуре и штатам торговых организаций, изучению спроса, развитию сети складов, хранилищ, магазинов и др. Важное… Читать ещё >
Резервы повышения эффективности в торговли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Научно-технический прогресс в торговле — это процесс непрерывного развития и совершенствования организации и техники торговли, форм и методов управления ею при возрастающей роли науки. Неотъемлемой частью научно-технического прогресса является повышение культурного и технического уровня производственного опыта работников отрасли, что способствует интенсификации торговли, повышению ее эффективности. Научно-технический прогресс в торговле, с одной стороны, воздействует на производство новых товаров народного потребления, а с другой — все больше зависит от степени прогрессивности этих товаров, их расфасовки, упаковки и других потребительских характеристик.
Неуклонное возрастание объема товарооборота сопровождается увеличением затрат трудовых, денежных и материальных ресурсов в торговой отрасли. По каналам торговли сейчас перемещается ежегодно более 1 млрд. т товаров, однако наряду с увеличением количества товаров происходят позитивные изменения в их групповой и внутригрупповой структуре, повышается их качество. Увеличивается количество новых сложных товаров, требующих высокой квалификации продавцов, совершенствуются организационные формы продажи, расширяется и обновляется материально-техническая база отрасли. В свою очередь применение прогрессивных форм и методов продажи товаров, новой техники, технологии предъявляет повышенные требования к расфасовке и упаковке товаров, их качеству, формированию ассортимента в соответствии со спросом населения.
Партия и правительство обращают особое внимание на необходимость ускорения темпов научно-технического прогресса как решающего условия повышения эффективности общественного производства и улучшения качества продукции.
С развитием нашего общества возрастает значение научно-технического прогресса в торговле. Наряду с этим научно-технический прогресс увеличивает взаимосвязь торговли с другими отраслями народного хозяйства (по линии производства товаров, товародвижения, транспорта, техники, информации, организации управления и т. п).
При совершенствовании управления нужно иметь в виду создание условий для ускорения научно-технического прогресса в отрасли и обеспечения непрерывного, всесторонне согласованного внедрения научно-технических достижений в практику, концентрации необходимых ресурсов на главных участках. Следует улучшать организацию, планирование, учет, финансирование и стимулирование внедрения научно-технических достижений. Организационные структуры управления в торговой отрасли не могут быть признаны удовлетворительными, если в них не предусмотрены интересы ускорения научно-технического прогресса, включая реализацию результатов научных исследований. Это должно быть предусмотрено также и в генеральных схемах управления торговлей.
В научно-техническом прогрессе ведущая роль принадлежит науке. Она определяет основные направления развития торговли и общественного питания.
Научная работа в торговле ведется в трех основных направлениях:
- — разработка отраслевых методических и нормативных материалов, на которых в значительной мере основывается управление торговлей;
- — исследование отдельных проблем совершенствования экономики, организации и техники торговли;
- — решение крупных комплексных межотраслевых научно-технических проблем. Полученные при этом научно-технические результаты используются не только торговлей, но и другими отраслями народного хозяйства.
К первому направлению научно-исследовательских работ (НИР) относится, например, разработка методических указаний и рекомендаций для различных уровней управления торговлей по разработке планов развития торговли, по экономическому стимулированию, планированию хозяйственной деятельности, структуре и штатам торговых организаций, изучению спроса, развитию сети складов, хранилищ, магазинов и др. Важное место в НИР указанного направления занимает также разработка нормативов обеспеченности населения необходимой торгово-складской площадью, технического оснащения, технико-экономических нормативов товарооборота на 1 м2 торговой площади, нормативных коэффициентов экономической эффективности и сроков окупаемости капитальных вложений, отраслевых стандартов и др.
Ко второму направлению НИР относится, например, изучение вопросов повышения эффективности работы магазинов самообслуживания, совершенствования научной организации труда, бухгалтерского учета, внедрения механизации и автоматизации торгово-технологических процессов, разработки исходных требований к торговому оборудованию и др.
Примером научных исследований, относящихся к третьему направлению, являются две программы работ по решению важнейших научно-технических проблем в отрасли «торговля». Первая программа предусматривает создание и внедрение системы товароснабжения и комплекса оборудования, обеспечивающих повышение эффективности торговли и уровня торгового обслуживания, вторая — разработку и введение в действие в организациях и на предприятиях торговли и общественного питания новых и усовершенствование действующих автоматизированных систем управления на базе типовых проектных решений и электронных вычислительных машин третьего поколения.
Важнейшая функция управления наукой — планирование научных исследований на базе долгосрочного прогнозирования тенденций развития отрасли и отраслевой науки и техники. Только на основе прогнозов можно предвидеть ближайшие и отдаленные, прямые и косвенные последствия тех или иных нововведений.
Долгосрочное прогнозирование научно-технического прогресса в торговле должно базироваться на комплексном учете многообразных социально-экономических процессов, которые будут происходить в перспективе. Основные показатели торговой деятельности непосредственно связаны с повышением уровня жизни населения, развитием производства, изменениями объема, структуры, способов потребления и другими факторами. Поэтому для правильного определения основных направлений механизации и автоматизации процессов труда в торговле, технических требований к оборудованию, установления перспективных норм технического оснащения необходимо иметь достоверные долгосрочные прогнозы численности и структуры населения, национального дохода и фонда потребления, денежных доходов и расходов населения, структуры потребления и спроса, товарооборота, товарных запасов. На этой основе определяются наиболее эффективные формы и методы товародвижения и продажи товаров, типы предприятий, потребность в помещениях и оборудовании, производительность труда торговых работников и пути ее увеличения. Проведение столь сложного комплекса прогнозных расчетов требует глубоких научных исследований специалистами многих профилей.
В области прогнозирования, планирования и управления научными исследованиями все шире начинают использовать различные математические и системные методы.
Ускорение научно-технического прогресса в отрасли, превращение потенциальных возможностей новых научных достижений и новой техники в реальный народнохозяйственный эффект зависят от хорошо налаженной реализации результатов научных исследований. Однако здесь особенно много нерешенных задач.
Реализация полученных наукой результатов относится к важнейшей проблеме научно-технического прогресса. Она осуществляется по двум направлениям: по вертикали и горизонтали. По вертикали реализация научных достижений начинается с исследования и кончается освоением и внедрением научно-технического новшества на предусмотренном объекте. Распространение новшества, т. е. экономически оправданное массовое применение на торговых предприятиях новой техники, технологии, организации, — это горизонтальное направление.
Эффект применения научно-технического нововведения зависит от результата, получаемого при его внедрении, а также и от общего количества применяемых нововведений, т. е. от их массовости. Первая составляющая зависит прежде всего от качества научно-исследовательских и конструкторских работ, вторая — определяется организацией практической реализации научно-технических достижений. Причем именно практическая реализация позволяет получить необходимый народнохозяйственный и отраслевой эффект от использования научно-технических достижений.
Эффект от научно-технических нововведений зависит также и от продолжительности их внедрения. Чем раньше научно-техническое достижение будет внедрено в практику, тем при прочих равных условиях продолжительность его использования (до морального старения) будет больше. Для этого нужно ускорять прохождение нововведения по всему циклу «исследование — производство» путем рациональной организации и сокращения продолжительности всех этапов цикла.
Важное значение для правильного выбора организационно-технических и технологических решений и ускорения их внедрения имеет экспериментальная проверка проектов и разработок. Для проведения экспериментов создаются опытно-показательные предприятия: склады, базы, хранилища, магазины. В процессе таких экспериментов проверяется эффективность технических новшеств, новой технологии движения товаров, форм и методов их продажи. Если результаты эксперимента приемлемы в реальных условиях развития торговли, они позволяют значительно ускорить распространение передового опыта и выбрать наиболее эффективные направления научно-технического прогресса. Особого внимания заслуживает экспериментальная проверка функционирования АСУ в торговле, поскольку затраты на их создание очень велики.
Наибольший эффект от нововведений в торговле и общественном питании достигается при комплексном подходе. Например, внедрение новой технологии торговли должно сопровождаться использованием нового оборудования, перераспределением торговых площадей, внедрением научной организации труда, совершенствованием хозяйственных связей, методов управления и т. п. В связи с этим наиболее перспективно внедрение научно-технических достижений, включая комплексную рационализацию торговли и общественного питания.
Комплексная рационализация — это реконструкция действующей сети предприятий торговли и общественного питания в определенном регионе (районе, городе, области), которая сопровождается массовым внедрением новых научно-технических достижений: прогрессивной технологии, современной техники, передового опыта торговли, а также более совершенных форм и методов организации труда и управления в целях повышения эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов и значительного улучшения торгового обслуживания. Усиление роли интенсивных факторов развития торговли выдвигает на первый план задачу значительного повышения эффективности использования действующих предприятий торговли и общественного питания, требует увеличения средств, направляемых на их реконструкцию и техническое перевооружение.
Комплексная рационализация должна осуществляться на основе системного подхода применительно к конкретным условиям деятельности предприятий и организаций. При этом эффективность работ по комплексной рационализации значительно повысится, если их будут выполнять специальные службы.
В отличие от комплексной рационализации внедрение научно-технических достижений является более сложным процессом, в котором важное место занимает этап «освоения» научно-технических решений. На стадии освоения необходимо тесное взаимодействие научных работников, инженеров, конструкторов, проектировщиков, экономистов, товароведов и других специалистов. Для окончательного внедрения необходимо также провести ряд экономических и организационно-технических мероприятий (изменение структуры управления; переукомплектование, переподготовка штата работников; изменение нормативов и т. д.).
Члены научно-технического общества торговли проводят большую работу по развитию науки и техники, внедрению научных достижений в практику, выявлению и использованию резервов, изучению, обобщению и распространению опыта работы передовиков и новаторов.