Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений
Общий уровень развития экономики, рыночных отношений и конкуренции (ВНП, темп инфляции, нормы налогообложения, производительность труда, величина заработной платы). Климатические условия, запасы природных ресурсов, экологическая обстановка, катастрофические явления природы. Бодрость, усталость, информационная перегрузка, апатия, депрессия, стресс, тревога, истощение и многое другое. Конкретные… Читать ещё >
Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Чрезвычайно большую роль для понимания сущности и природы управленческих решений играет выявление факторов, влияющих на процесс их разработки и принятия. Поскольку принятие решений зависит как от личности «Лица принимаемого решение» и его психологических особенностей, так и от объективных условий, в которых он находится, все факторы, влияющие на этот процесс, можно разделить на две большие группы — личностные (субъективные) и ситуационные (объективные).
Личностные факторы определяются своеобразием психических процессов, состояний и качеств «ЛПР», влияющих на процесс принятия решений. По этому их можно представить в виде трех уровней, соответствующих традиционной психической структуре личности. К ним относятся психические процессы, психические состояния и психические свойства. Рассмотрим их в таблице № 1.
Таблица 1 Личностные факторы.
Психические процессы. |
|
Психические состояния. | Бодрость, усталость, информационная перегрузка, апатия, депрессия, стресс, тревога, истощение и многое другое. |
Психические свойства. |
|
Ситуационные факторы. Принятие решений зависит не только от психологических особенностей «ЛПР», но также от ситуационных факторов, т. е. конкретных обстоятельств, в которых принимается управленческое решение. Эта группа включает в себя факторы внешней и внутренней среды организации, которые влияют на разработку, оценивание, выбор и реализацию альтернатив. Рассмотрим их более подробно.
Внешняя среда. Можно выделить две составляющие внешней среды, по-разному влияющие на деятельность организации и принятие управленческих решений. Они носят названия макроокружение и непосредственное окружение (или деловая среда) организации.
Рассмотрим их более детально в таблицах № 2(макроокружение) и № 3(непосредственное окружениеделовое).
Таблица 2 Макроокружение.
Экономические условия. | общий уровень развития экономики, рыночных отношений и конкуренции (ВНП, темп инфляции, нормы налогообложения, производительность труда, величина заработной платы). |
Политика. | влияет на деловую активность организации. |
Право. | устанавливает нормы деловых взаимоотношений. |
Социокультурные факторы. | социальные явления и процессы, происходящие в обществе и влияющие на деятельность организации. |
Технология. | уровень развития и состояния науки и техники. |
Природно-географические факторы. | климатические условия, запасы природных ресурсов, экологическая обстановка, катастрофические явления природы. |
Таблица 3 Непосредственное окружение (деловое окружение).
Потребители продукции и услуг. | торговые фирмы, фирмы — производители, магазины, торговые агенты, частные покупатели и клиенты. |
Поставщики материальных и природных ресурсов. | организации поставляющие: сырье, материалы, полуфабрикаты, электроэнергию, газ, воду, тепло. |
Конкуренты. | организации и частные лица. |
Инфраструктура. | страхование, охрана, реклама, консультации. |
Государственные и муниципальные организации. | органы законодательной и исполнительной власти, налоговая инспекция, полиция, фонды, суды и т. д. |
Международный сектор | иностранные потребители, поставщики, конкуренты, инвесторы и партнеры взаимодействующие с организацией. |
Внутренняя среда. В процессе принятия управленческих решений любой руководитель вынужден учитывать не только внешние факторы, но и ситуацию, сложившуюся внутри организации. Эта ситуация характеризуется набором внутренних факторов, или переменных, которые включают цели, структуру, культуру, процессы и ресурсы организации.
Рассмотрим более детально в таблице № 4.
Таблица 4 Внутренняя среда.
Цели организации. | то, ради чего существует организация (процесс действий для осуществления целей). |
Структура организации. |
|
Культура организации. | система общих ценностей, мнений, правил и норм поведения в организации. |
Организационные процессы. |
|
Ресурсы организации. |
|
Конкретные значения факторов внешней и внутренней среды организации образуют ситуацию принятия решения.
Таким образом, принятие управленческих решений— это сложный психический и организационный процесс, который находится под влиянием большого числа факторов, обусловленных как психологическими особенностями личности руководителя, так и конкретной ситуацией принятия решения. По этому для достижения успеха, руководитель организации должен не только хотеть, но и уметь принимать решения, т. е. делать выбор альтернативы осознанно с учетом знаний о себе и знаний о ситуации, в которой он находится.