Методы оценки конкурентоспособности предприятия
Иными словами мы с помощью цифр можем охарактеризовать конкурентоспособность товара по отношению к другим товарам. Сопоставление продукции ведется по таблице сравнения параметров. В результате сравнения одним из методов (дифференциального, комплексного или смешанного) дается одно из следующих заключений: Описанный метод (дифференциальный) позволяет лишь констатировать факт необходимости повышения… Читать ещё >
Методы оценки конкурентоспособности предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Оценка способности товара конкурировать производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения, т.к. конкурентоспособность товара или иного объекта — понятие относительное, то есть о нем можно говорить только при сравнении с другим объектом. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец — это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем13, с. 98. Если за базу сравнения принимается потребность, то расчет единичного показателя конкурентоспособности может производиться по формуле:
.
где gi — единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;
Пi — величина i-го параметра для анализируемой продукции;
Пin — величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;
n — количество анализируемых параметров.
Если за базу сравнения принимается образец, то в знаменателе дроби следует поставить величину i-го параметра для изделия, принятого за образец.
Иногда параметры продукции не имеют физической меры. В этом случае для оценки этих характеристик используется методы оценки в баллах.
Описанный метод (дифференциальный) позволяет лишь констатировать факт необходимости повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентоспособности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем.
.
где — групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;
— единичный показатель конкурентоспособности по i-му техничес-кому параметру;
— весомость i-го параметра в общем наборе технических параметров, характеризующих потребность;
— число параметров, участвующих в оценке.
Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле:
.
где З, З0 — полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.
Полные затраты потребителя состоят из единовременных затрат на приобретение продукции (Зе) и средних суммарных затрат на эксплуатацию продукции:
Комплексный метод основывается на применении групповых, обобщенных, интегральных показателей. Так, например, расчет группового показателя по техническим параметрам производится по формуле:
.
где Т — срок службы;
i — год по порядку.
Смешанный метод позволяет выразить способность товара конкурировать в определенных условиях рынка через комплексный количественный показатель — коэффициент конкурентоспособности:
.
где i = 1, …, n — число параметров продукции, участвующих в оценке;
j = 1,…, n — виды продукции; Li — коэффициент важности (значимости) по сравнению с остальными существенными параметрами продукции;
Pij — конкурентоспособное значение i-го параметра для j-ой продукции;
Pin — желаемое значение i-го параметра, которое позволяет полностью удовлетворить потребность показателя;
если увеличение значения параметра Pij способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надежности, производительности изделия и т. д.);
если увеличение значения параметра Pij приводит к снижению конкурентоспособности продукции (например, вес, габарит, цена и др.).
Иными словами мы с помощью цифр можем охарактеризовать конкурентоспособность товара по отношению к другим товарам. Сопоставление продукции ведется по таблице сравнения параметров. В результате сравнения одним из методов (дифференциального, комплексного или смешанного) дается одно из следующих заключений:
- · продукция конкурентоспособна на данном рынке в сравниваемом классе изделий;
- · продукция обладает низкой конкурентоспособностью в сравниваемом классе изделий на данном рынке;
- · продукция полностью неконкурентоспособна в сравниваемом классе изделий на данном рынке.
В итоге делаются выводы о преимуществах и недостатках оцениваемой продукции по сравнению с аналогами, а также предложениями о мерах, которые должны быть приняты для улучшения ее положения на рынке.