Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Личности как объект и субъект управления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Личность как объект управления, является целью управленческого воздействия, реализует на практике управленческие решения вышестоящего субъекта управления. Исходя из этого, в психологии управления существует золотое правило: «Нельзя научиться управлять, не научившись подчиняться». Это обусловлено тем, что, субъект и объект управления в социальном управлении постоянно меняются местами… Читать ещё >

Личности как объект и субъект управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В системе управления личность может выступать и как субъект управления, и как объект управления, а чаще всего одновременно совмещает в себе и субъект, и объект.

Личность как субъект управления выступает носителем предметно-практической деятельности, источником управленческой активности, направленной на определенный объект управления.

Личность как объект управления, является целью управленческого воздействия, реализует на практике управленческие решения вышестоящего субъекта управления. Исходя из этого, в психологии управления существует золотое правило: «Нельзя научиться управлять, не научившись подчиняться». Это обусловлено тем, что, субъект и объект управления в социальном управлении постоянно меняются местами и одновременно могут выступать как субъектом, так и объектом.

Одним из основных блоков качеств личности как субъекта управления выступают качества организатора.

Организаторский потенциал личности это системное качество, характеризующее не только личность, но и параметры той социальной среды, в которой осуществляется организаторская деятельность этой личности. Это системное качество возникает на стыке между обществом, коллективом, индивидом и объектом его деятельности. Следует также подчеркнуть, что организаторские качества личности иерархизированы. В этой иерархии первенствует организаторское чутье, на котором базируется эмоционально-волевая компонента организаторских качеств руководителя. Склонность к организаторской деятельности выступает фундаментом, обеспечивающим развитие всех остальных системных качеств.

Организаторские качества личности как субъекта управления базируются на определенных психологических свойствах личности.

Психологическая избирательность — способность личности отражать с достаточной полнотой психологию организуемой группы в ходе решения ею общегрупповой задачи.

Практически-психологическая направленность ума — совокупность знаний и умений в сфере практической психологии, готовность применить их в практике решения организаторских задач.

Психологический такт — наличие чувства меры во взаимоотношениях с людьми.

Данные свойства личности Л. И. Уманский рассматривает в совокупности как «организаторское чутье».

Общественная энергичность — способность личности заряжать своей энергией организуемых людей.

Требовательность — способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации.

Критичность — способность обнаружить и выразить значимые данной деятельности отклонения от условий, диктуемых поставленной задачей.

Три этих свойства Л. И. Уманский также объединяет в целостнее образовании, называемом эмоционально-волевой бездейственностью.

Выступая в качестве объекта управления — личность должна уметь подчиняться, обладать восприимчивостью и подверженностью управленческим воздействиям. Выделяют различные типы подчинения: инициативное, равнодушное и строптивое.

Если личность как объект управления не является одновремен. субъектом, она имеет право на строптивое и равнодушное подчинение. Если личность является одновременно и субъектом управления, то он должна быть носителем инициативного подчинения. Равнодушное подчинение предполагает, что работник удовлетворен, своим положением, избегает принятия ответственных решений, действует по принципу «Моя хата с края — начальству видней». Строптивое подчинение — подчинение воспринимается, как вынужденное и внешне навязанное, работник при получении распоряжения, как правило, задает вопрос: «А почему я?». Характеризуется слабым пониманием необходимости подчинения, своих функциональных обязанностей, своего положения в системе управленческого взаимодействия.

Инициативное подчинение — характеризуется осознанием необходимости подчинения. Чувство долга становится привычным, но не подавляет инициативы. Подчинение строится на сочетании уважения авторитета вышестоящего руководителя с критической оценкой его распоряжения.

Деятельность руководителя как субъекта и объекта управления носит весьма противоречивый характер:

  • — руководитель работает в строго структурированных условиях (наличие планов: стратегических, тактических, оперативных);
  • — перед руководителем постоянно стоит дилемма выбора приемов и способов решения стоящих задач (между рискованными и устоявшимися, отработанными, стереотипными действиями);
  • — постоянно меняющиеся внутренние и внешние переменные, которые могут поставить под сомнение компетентность руководителя, которая может не соответствовать новым условиям деятельности;
  • — отсутствие адекватной оценки способностей и личностного роста руководителя в условиях постоянно меняющихся организационных ситуаций со стороны вышестоящего руководства;
  • — выбор неэффективных стратегий поведения при управлении организационными конфликтами;
  • — принятие управленческих решений без учета мнения исполнителей;
  • — необходимость строгого соблюдения требований руководящих документов, инструкции в ущерб стремлению работников проявлять инициативу и творчество:
  • — рассогласование индивидуальной мотивации руководителя, ориентированного на достижение успеха в деятельности, и отсутствие положительной мотивации поведения у работников.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой