Экономическая характеристика магазина «Экономная семья№9»
Следовательно, анализ данных показывает, что в целом по магазину «Экономная семья» произошло увеличение объема товарооборота и ускорение товарооборачиваемости, как следствие положительной коммерческой работы предприятия, связанной с удовлетворением потребительского спроса. Все это способствовало увеличению прибыли, а значит, следует говорить об эффективности деятельности данного магазина… Читать ещё >
Экономическая характеристика магазина «Экономная семья№9» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Целью данного раздела является изучение экономического положения предприятия, его ресурсного потенциала, финансового состояния.
Для этого необходимо дать экономическую характеристику предприятия, провести анализ основных экономических показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия за последние 3 года работы. Все необходимые экономические показатели представлены в таблице 1.
Анализируя полученные данные, можно сделать следующие выводы по хозяйственной деятельности данного магазина.
За три года (с 2007 по 2009 гг.) товарооборот магазина «Экономная семья» увеличился на 13 329 тыс. руб. или на 30,6%. Причем, следует отметить, что товарооборот рос постепенно, без резких скачков и колебаний. Это говорит об увеличении спроса на товары, продаваемые в данном магазине. Таким образом, реализация товаров увеличивается, следовательно, удовлетворяется и спрос покупателей.
Рост товарооборота и повышение товарных запасов свидетельствуют о положительной работе магазина, поэтому мы можем сказать, что покупательский спрос на товары данного магазина полностью удовлетворяется.
Если говорить о валовом доходе, то тут также отслеживается динамика роста, увеличения. Этот рост составил 43,7% или 5691 тыс. руб. по сравнению с 2007 годом. Валовой доход в процентах к выручке от продаж имел тенденцию роста на рассматриваемом промежутке времени. Это говорит о стабильности финансовой деятельности данного магазина.
Прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности предприятия, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери, а также обобщаются результаты хозяйствования. Прибыль — это конечный показатель того, как эффективно торговое предприятие обеспечивает покупателей лучшими товарами для удовлетворения их потребностей. Прибыль является одним из источников улучшения качества торгового обслуживания.
Магазин «Экономная семья» имеет следующие данные о прибыли. Данные таблицы 3 наглядно показывают, что в 2009 году прибыль от реализации товаров возросла по сравнению с 2007 годом на 2039,6 тыс. руб., что составляет 25%. Это связано с ростом товарооборота, товарооборачиваемости, а также с ростом спроса покупателей и степени удовлетворенности их спроса. Чистая прибыль также возросла с 6526,6 тыс. руб. в 2007 г. до 8158,3 тыс. руб. в 2009 году, это составляет 25% или 1631,7 тыс. руб.
Рентабельность продаж за исследуемый период изменялась не сильно и составила в 2009 году 17,9%. Это также говорит о стабильности финансовой деятельности данного предприятия.
Следовательно, анализ данных показывает, что в целом по магазину «Экономная семья» произошло увеличение объема товарооборота и ускорение товарооборачиваемости, как следствие положительной коммерческой работы предприятия, связанной с удовлетворением потребительского спроса. Все это способствовало увеличению прибыли, а значит, следует говорить об эффективности деятельности данного магазина.
Таблица 1 — Основные экономические показатели деятельности магазина «Экономная семья».
№ п/п. | Показатели. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2009 г. к 2007 г., %. |
Выручка от продажи товаров, тыс. руб. | 130,6. | ||||
Себестоимость товаров, тыс. руб. | 125,0. | ||||
Затраты на 1 рубль выручки, руб. | 0,70. | 0,69. | 0,67. | 95,7. | |
Коммерческие и управленческие расходы, тыс. руб. | 4871,7. | 7167,1. | 8523,1. | 175,0. | |
Среднесписочная численность работников, чел. | 108,0. | ||||
Фонд оплаты труда, тыс. руб. | 1739,9. | 2413,2. | 2749,4. | 158,0. | |
Среднегодовая оплата труда 1 работника, всего тыс. руб. | 69,6. | 89,4. | 101,8. | 146,3. | |
Получено чистой прибыли: | 6526,6. | 6610,3. | 8158,3. | 125,0. | |
— на одного работника. | 261,1. | 244,8. | 302,2. | 115,7. | |
— на 1 оборот оборотных средств. | 4183,7. | 3911,4. | 4482,6. | 107,1. | |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. | 114,5. | ||||
Фондоотдача, руб. | 1,67. | 1,74. | 1,90. | 113,8. | |
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. | 111,5. | ||||
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, оборотов. | 1,56. | 1,69. | 1,82. | 116,7. | |
Валовой доход, всего тыс. руб. | 143,7. | ||||
Валовой доход в % к выручке от продаж,%. | 29,9. | 31,1. | 32,9. | *. | |
Окончание таблицы 1. | |||||
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. | 8158,3. | 8262,9. | 10 197,9. | 125,0. | |
Чистая прибыль, тыс. руб. | 6526,6. | 6610,3. | 8158,3. | 125,0. | |
Рентабельность продаж, %. | 18,7. | 16,7. | 17,9. | *. |
Далее проанализируем состав и структуру товарооборота рассматриваемого магазина за исследуемый период. Для этого обратимся к таблице 2.
Таблица 2 — Состав и структура товарооборота.
№ п/п. | Товарные группы. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2009 г к 2007 г, %. | |||
Тыс. руб. | %. | Тыс. руб. | %. | Тыс. руб. | %. | |||
1. | Выручка от продажи товаров, тыс. руб. | 130,6. | ||||||
2. | В т.ч. — продовольственные товары: | |||||||
3. | Хлебобулочные изделия. | 10 410,8. | 23,9. | 11 946,4. | 24,1. | 13 482,7. | 23,7. | 129,5. |
4. | Мясо и мясопродукты. | 9626,8. | 22,1. | 10 905,4. | 22,0. | 12 344,9. | 21,7. | 128,2. |
5. | Рыба и рыбопродукты. | 4051,1. | 9,3. | 4709,1. | 9,5. | 5347,6. | 9,4. | 132,0. |
6. | Молочная продукция. | 7753,7. | 17,8. | 8972,2. | 18,1. | 10 353,8. | 18,2. | 133,5. |
7. | Алкогольная продукция. | 10 628,6. | 24,4. | 12 342,9. | 24,9. | 14 336,0. | 25,2. | 134,9. |
8. | Непродовольственные товары. | 1089,0. | 2,5. | 694,0. | 1,4. | 1024,0. | 1,8. | 94,0. |
В структуре товарооборота примерно одинаковый удельный вес занимают алкогольная продукция, хлебобулочные изделия и мясопродукты. Самый большой удельный вес за весь рассматриваемый период имеет алкогольная продукция (в 2007 году он составил 24,4%, а в 2009 году — 25,2%). Из продовольственных товаров самый маленький удельный вес занимает рыба и рыбопродукты (в 2007 году — 9,3%, в 2009 году — 9,4%).
Далее проанализируем эффективность использования трудовых ресурсов на торговом предприятии. Обратимся к таблице 3.
Таблица 3 — Эффективность использования трудовых ресурсов на торговом предприятии.
№. п/п. | Показатели. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2009 г. к 2007 г., %. |
1. | Выручка от продажи товаров, тыс. руб. | 130,6. | |||
2. | Среднесписочная численность работников, чел. | 108,0. | |||
3. | Фонд оплаты труда, тыс. руб. | 1739,9. | 2413,2. | 2749,4. | 158,0. |
4. | Уровень фонда оплаты труда в % к выручке, %. | 4,0. | 4,9. | 4,8. | *. |
5. | Среднегодовая оплата труда 1 работника, всего тыс. руб. | 69,6. | 89,4. | 101,8. | 146,3. |
6. | Товарооборот на 1 рубль расходов на оплату труда, руб. | 25,04. | 20,5. | 20,7. | 82,7. |
7. | Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. | 8158,3. | 8262,9. | 10 197,9. | 125,0. |
8. | Валовой доход, всего тыс. руб. | 143,7. | |||
9. | Валовой доход в расчете на 1 рубль расходов на оплату труда, руб. | 7,5. | 6,4. | 6,8. | 90,7. |
10. | Приходится в расчете на одного работника, тыс. руб.: | ||||
11. | — выручки от продажи товаров. | 1742,4. | 1835,9. | 2107,0. | 120,9. |
12. | — прибыли. | 326,3. | 306,0. | 377,7. | 115,8. |
13. | — валового дохода. | 521,2. | 571,5. | 693,4. | 133,0. |
Численность работников в 2009 году увеличилась на два человека, по сравнению с 2007 годом. Товарооборот на одного работника значительно вырос (на 20,9%). Прибыль и валовой доход также возросли в расчете на 1 работника, что говорит об эффективном использовании персонала предприятия.
Рассмотрим эффективность использования основных производственных фондов в магазине «Экономная семья № 9». Обратимся к таблице 4.
Таблица 4 — Обеспеченность основными производственными фондами и эффективность их использования.
№. п/п. | Показатели. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2009 г. к 2007 г,%. |
1. | Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. | 114,5. | |||
2. | Выручка от продажи товаров, тыс. руб. | 130,6. | |||
3. | Площадь магазина, кв. м. | 100,0. | |||
4. | Фондооснащенность, тыс. руб./чел. | 1053,8. | 1108,5. | 106,0. | |
5. | Фондоотдача руб. | 1,67. | 1,74. | 1,90. | 113,8. |
6. | Выручка от продажи товаров, тыс. руб. в расчете на 1 кв. м. площади. | 87,1. | 99,1. | 113,8. | 130,7. |
7. | Прибыль на 1 кв. м. площади. | 13,1. | 13,2. | 16,3. | 124,4. |
8. | Рентабельность основных фондов, %. | 25,0. | 23,2. | 27,3. | *. |
Фондооснащенность увеличилась на 6%, что связано с увеличением стоимости основных средств. Фондоотдача выросла на 13,8%. Это говорит о том, что основные средства используются эффективно. Данный вывод подтверждается ростом остальных показателей, в том числе рентабельностью основных производственных фондов. Она выросла в 2009 году на 2,3% по сравнению с 2007 годом.