Недобросовестная реклама.
Особенности недобросовестной конкуренции
В качестве примера можно привести рекламную компанию торговой марки кваса «Никола», в которой продукт противопоставляется бренду «Кока-Кола». В рекламе звучат слоганы: «Квас не кола, пей «Николу» «, «Всякой химии бойкот, пей Николу круглый год!», «Нет коланизации, квас — здоровье нации!» (Рис. 1). Содержит не соответствующие действительности сведения в отношении характеристик товара, возможности… Читать ещё >
Недобросовестная реклама. Особенности недобросовестной конкуренции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
XXI век по праву считается веком интенсивного развития информационных технологий. Важность информации для всех сфер жизни общества огромна, так как действия отдельных индивидов и их объединений зависят от получаемых извне сведений о тех или иных фактах, процессах, явлениях. Чрезвычайно важен информационный аспект в бизнесе и конкурентных отношениях.
Реклама может выполнять не только информационную и привлекающую покупателей функцию, но и служить эффективным инструментом недобросовестной конкуренции и конкурентной борьбы, средством дезинформации и обмана потребителей.
Согласно оценкам экспертов, по суммарной величине бюджетов, израсходованных рекламодателями в 2011 году, Российская Федерация занимает 12-е место в мире и 6-е место в Европе. Реклама — одна из форм конкурентной борьбы.
Значительное число недобросовестных конкурентных действий совершается посредством использования ненадлежащей рекламы.
Ненадлежащей является реклама, которая:
- 1. Дискредитирует физических и юридических лиц;
- 2. Содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами других физических и юридических лиц, а также содержит высказывания, порочащие честь, деловую репутацию конкурентов;
- 3. Вводит потребителя в заблуждение относительно рекламируемого товара посредство имитации общего проекта, текста, рекламных формул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров, либо посредством злоупотребления доверием других ли (мошенничество) или недостатком у них опыта, знаний;
- 4. Содержит не соответствующие действительности сведения в отношении характеристик товара, возможности его приобретения, стоимости, доставки, гарантийных обязательств, получения медалей, наград, результатов исследований и испытаний, сроков службы и т. д.
По Федеральному закону «О рекламе» рекламодатель должен сообщать достоверную информацию. Однако зачастую в рекламе ничего не сообщается о недостатках, изъянах товара, которые вскрываются после его приобретения. Например, в успехе деятельности финансовых пирамид типа МММ сыграли значительную роль именно СМИ, особенно телевидение.
Распространение получило использование так называемых «зонтичных брендов», особенно в сфере рекламы алкогольной продукции как товара, реклама которого сопряжена с наибольшим количеством ограничений. Почти все компании, производящие или импортирующие алкогольную продукцию под широко известными товарными знаками, участвовали в рекламе товаров, лотерей или иных мероприятий, имеющих похожее или одинаковое название с алкогольными брендами. Производители спиртного, не желая, чтобы потребитель забыл, как выглядит их продукция, вынуждены идти на хитрость и использовать «зонтичные» бренды./14/.
Наиболее часто применяется метод компрометации конкурентов, получивший название «обрызгать грязью». Как правило, в информационном сообщении или рекламе не называются конкретные имена или порочащие товар и товаропроизводителя сведения, что делает подобные действия труднонаказуемыми. Информация подается таким образом, чтобы явно не прослеживалась взаимосвязь между собственно сообщением и компрометируемым объектом. Подразумевается, что логическая связь должна осуществляться потребителем.
В качестве примера можно привести рекламную компанию торговой марки кваса «Никола», в которой продукт противопоставляется бренду «Кока-Кола». В рекламе звучат слоганы: «Квас не кола, пей «Николу» «, «Всякой химии бойкот, пей Николу круглый год!», «Нет коланизации, квас — здоровье нации!» (Рис. 1).
Рис. 1 — Пример сравнительной рекламы торговой марки «Никола»
Еще одной модификацией недобросовестной рекламы является способ прикрытия солидной фирмой. Недобросовестные предприниматели в таких случаях используют в качестве ширмы наименование известной компании, от лица которой якобы ведется та или иная деятельность. В результате подобных действий ущерб несет как авторитет фирмы, чье имя используются в неблаговидных целях, так и обманутый потребитель.
Примером может служить эпизод из современной российской практики. В числе пострадавших оказалась группа российских художников, которые потеряли в результате недобросовестных действий 30 тысяч долларов США, а также известная компания «Американ экспресс», престиж которой существенно пострадал. Один из пострадавших, П. Тюленев, сообщил, что услышал по радио рекламу кредитной карточки «Американ экспресс»; рекламу дало Московское представительство американской фирмы «Прайорити Ассетс». Офис фирмы был расположен в солидном здании профсоюза России; на здании имелась красивая золотистая вывеска. Интерьер офиса был оформлен в американском стиле, с дорогой мебелью и вежливым персоналом. На новых клиентов фирма произвела должное впечатление, они внесли на счет фирмы 30 тысяч долларов в качестве минимального взноса плюс 750 долларов за годовое обслуживание. Однако воспользоваться полученной в фирме кредитной карточкой в Париже принесла обескураживающий результат — оказалось, что карточка П. Тюленева аннулирована. По возвращении в Москву П. Тюленев выяснил, что фирма «Прайорити Ассетс» исчезла вместе с деньгами клиентов. Компания же «Американ экспресс» заявила, что никакого отношения к фирме «Прайорити Ассетс» и данному инциденту не имеет./5/.