Анализ использования трудового потенциала ОАО «Барановичский завод станкопринадлежностей»
Как видно из приведенных данных финансовое положение завода на протяжении последних лет остается сложным. Основные показатели бизнес-плана на 2003 г. не были выполнены полностью. ОАО «БЗСП» имеет большую задолженность по бюджетным платежам и перед кредиторами, что связано с большим количеством бартерных сделок и неплатежами дебиторов. У предприятия имеются сложности по сбыту продукции. Но даже… Читать ещё >
Анализ использования трудового потенциала ОАО «Барановичский завод станкопринадлежностей» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Общая характеристика ОАО «Барановичский завод станкопринадлежностей»
Открытое акционерное общество «Барановичский завод станкопринадлежностей» (ОАО «БЗСП») — одно из крупных машиностроительных предприятий Брестской области по выпуску универсальной станочной оснастки, узлов и деталей для многих станкостроительных предприятий Республики Беларусь и стран СНГ. Без продукции завода невозможна работа станков токарной, фрезерной, сверлильной, расточных групп, что обеспечивает заводу, сбыт универсальной станочной оснастки. К тому же долгое время завод являлся монополистом по производству указанной продукции.
История «Барановичского завода станкопринадлежностей» началась с маленькой артели «Красный металлист», которая была создана 9 апреля 1946 года. Небольшой коллектив этой артели выпускал предметы первой необходимости в довольно широком ассортименте: галоши, гвозди, чугунки, кровати и т. д. с точки зрения сегодняшнего дня продукция артели кажется мелкой и незначительной.
31 декабря 1955 года приказом Министерства станкостроительной и инструментальной промышленности СССР на базе артели «Красный металлист» был организован «Барановичский завод станкопринадлежностей».
По обеспечению металлорежущих станков оснасткой завод играл всё большую роль в Министерстве станкостроительной и инструментальной промышленности. В его продукции нуждалось около 3,5 тысяч различных предприятий и организаций страны. Поэтому большое значение придавалось реконструкции и наращиванию производственных площадей. С 1963 г. частями вводится главный корпус, затем корпус вспомогательных цехов и комплекс вспомогательных объектов. В 1975 году строительство было полностью закончено.
В 1994 году была осуществлена приватизация завода станкопринадлежностей путём преобразования в ОАО. Полное наименование — Акционерное общество «Барановичский завод станкопринадлежностей».
Общество создано в соответствии с Законом РБ «Об акционерных обществах, ООО и ОДО», постановлением Совета Министров РБ от 16 августа 1993 года № 552 «Об утверждении Положения о порядке преобразования в процессе приватизации государственных и арендных предприятий в ОАО» и постановлением Кабинета Министров РБ от 14 сентября 1994 г № 64 «Об утверждении Положения о порядке создания предприятия на базе структурного подразделения, выделяемого в процессе приватизации из состава действующего предприятия, находящегося в республиканской собственности и является преемником имущественных прав и обязанностей «Барановичского завода станкопринадлежностей».
Общество создано на основании приказа Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации РБ от 31 марта 1994 года № 89.
Уставный фонд общества составляет 1 982 670 000 (один миллиард девятьсот восемьдесят два миллиона шестьсот семьдесят тысяч) рублей.
Уставный фонд ОАО «БЗСП» делится на 201 365 простых именных акций. По состоянию на 01.01.03 г. контрольный пакет акций в количестве 103 367 шт. находится у Мингосимущества, что составляет 51,33% от уставного фонда. Стоимость одной акции равна 10 000 рублей. В реестре зарегистрировано 778 акционеров.
Органы управления обществом:
- 1. Собрание акционеров;
- 2. Наблюдательный совет;
- 3. Правление;
- 4. Дирекция.
Наблюдательный совет является высшим органом управления обществом.
Голосование на собраниях проводится тайно, если этого требует акционер, владеющий совокупностью не менее 10% голосов. В остальных случаях решение принимается открытым голосованием. Голосование на собраниях акционеров проводится по принципу: 1 акция — 1 голос.
Правление избирается из числа акционеров общества и их представителей и не может превышать 11 человек. В состав правления входят представители государства и избранные члены правления.
Дирекция является исполнительным органом общества, подотчётно по всем вопросам своей деятельности собранию акционеров и действует в пределах полномочий, определённым настоящим уставом, решением собрания акционеров и правления. В состав дирекции входят: директор, его заместители, главный бухгалтер, начальник юридического отдела.
Контроль за деятельностью общества, предприятий, филиалов и представительств, а также директора и иных должностных лиц осуществляет ревизионная комиссия. Ревизионная комиссия самостоятельно избирает своего избирателя, определяет регламент и методику работы. Дирекция обязана оказывать ревизионной комиссии необходимое содействие в её работе.
Общая структура ОАО «БЗСП» представлена следующими подразделениями:
- 1. Заводоуправление.
- 2. Основное производство.
- 3. Вспомогательные участки.
- 4. Непроизводственная сфера.
Общая организационная структура предприятия представлена в приложении В.
Предприятие имеет следующие отделы:
- — отдел организации производства,
- — отдел материально технического снабжения,
- — отдел инструментального хозяйства,
- — технический отдел,
- — отдел автоматизированной системы управления,
- — отдел маркетинга и продаж, отдел технического контроля,
- — отдел стандартизации, сертификации и метрологии,
- — планово-экономический отдел,
- — бухгалтерия,
- — отдел труда и заработной платы и другие.
Производственная структура БЗСП включает следующие цеха и участки:
- — цех по выпуску тисков, столов поворотных, токарных патронов, головок электромеханических и пневмоцилиндров;
- — участок по выпуску товаров народного потребления;
- — термогальванический участок;
- — заготовительный участок;
- — литейный участок (чугунное и цветное литье);
- — малярный участок;
- — участок по изготовлению тары и столярных изделий;
- — участок упаковки продукции.
Производственная площадь завода — 9,80 га, из них производственные площади крытые — 2,65 га, в том числе:
заготовительный участок — 0,23 га,.
термогальванический участок — 0,49 га,.
механосброчный цех — 0,76 га,.
литейный участок — 0,22 га,.
малярный участок — 0,11 га, прочие — 0,84 га.
Проектная мощность завода на конец 2003 года — 8 013 716 тыс. руб.
Обслуживанием основного производства занято восемь цехов и участков вспомогательного производства: энергосиловой участок, ремонтно-механический участок, отдел внедрения, обслуживания, ремонта металлорежущего оборудования, участок нестандартного оборудования, транспортный участок, участок ремонта зданий и сооружений, участок по ремонту и изготовлению режущего инструмента, инструментальный цех.
Непроизводственная сфера завода представлена детским садом — яслями № 37, общежитием, столовой, здравпунктом, базой отдыха «Берёзовка».
С момента создания завода, т. е. более 50 лет, основной продукцией завода является универсальная станочная оснастка, узлы и детали для многих станкостроительных предприятий РБ и предприятий стран СНГ.
Универсальная станочная оснастка, изготавливаемая заводом, используется для комплектации станков токарной, фрезерной, расточной групп, в том числе станков с ЧПУ, что обеспечивает заводу надёжный сбыт. К тому же долгое время завод являлся монополистом по производству указанной продукции.
Номенклатура выпускаемой продукции разнообразна [приложение Г]: тиски, патроны, головки электромеханические, столы, пневмоцилиндры. Продукция, выпускаемая заводом, соответствуют аналогам ведущих зарубежных фирм, таким как «Bison», «Rohm», «Sagop», «Sipen», «Hilma» и других. Производство товарной продукции представлено в табл. П. Д. 1.
Объемы производства продукции, начиная с 1996 г., растут: 1996 г. — на 0,3%, 1997 г. — на 15,2%, 1998 г. — на 8,5%, 1999 г. — на 1,3%, 2000 г. — на 5,1%, 2001 г. — на 7,9%, 2002 г. — 0,1%, 2003 г. — 0,5%. [Рис. П. Д. 1.].
Темпы роста 2003 г. к 1990 г. составили 68,4%. В 2003 г. уровень 2002 г. удалось сохранить за счет увеличения выпуска деталей для РУП «МТЗ» на 86,7%.
При этом выпуск техоснастки продолжает снижаться: в 2003 г. — на 5,9%, в 2002 г. — на 24,7% [Табл. П. Д. 2.]. Снижение обусловлено трудностями со сбытом продукции. Из-за увеличения остатков на складе готовой продукции, предприятие вынуждено было приостановить выпуск отдельных видов оснастки и, соответственно, снизить объемы.
У предприятия есть реальная возможность наращивать объемы производства. Основное производство оснащено станками ЧПУ, что позволяет обеспечивать изготовление продукции на высоком техническом уровне. Однако деятельность предприятия сильно зависит от станкозаводов, заводов, производящих автотракторную технику. Их нестабильная работа отражается на объемах выпуска и номенклатуре.
Сдерживает производство также:
- — неплатежеспособность большинства потребителей;
- — постоянный недостаток денежных средств для приобретения материальных ресурсов, обновления станочного парка;
- — вынужденная реализация продукции по бартерным договорам, договорам консигнации;
- — недостаток квалифицированных рабочих-сдельщиков.
Несмотря на это, ОАО «БЗСП» планирует увеличивать объемы производства. Объемы выпуска универсальной станочной оснастки планируется снизить до объемов установочного спроса. Остальной объем выпуска будет набран за счет производства узлов и деталей для комплектации автотранспортной техники и заказов российских фирм.
ОАО «БЗСП» выпускает и многие другие виды продукции: кулачки базовые и незакаленные на патроны ручные; резцедержки 4-х-позиционные, 2-х-позиционные с блоками; станки ленточнопильные; насосы АПН, термопластавтоматы; диски инструментальные; редуктор угловой рулевого управления, муфта включения вентилятора; товары народного потребления и многие другие изделия.
Предприятие постоянно осуществляет работу по освоению и выпуску новой продукции. В 2003 году были освоены новые виды продукции: однопоршневые и двухпоршневые пневмоцилиндры диаметром 200 и 205 мм с контролем хода; тиски слесарные с ручным приводом шириной губок 205 мм мод. Т-205; тиски станочные поворотные в двух плоскостях с ручным приводом модели 7200−0206−17; тиски слесарные быстропереналаживаемые шириной губок 180 мм мод. Т-180М; суппорт к токарным станкам модели СУТ-04.
Кроме того, завод осуществляет и другие виды деятельности:
- — оказание услуг юридическим и физическим лицам;
- — торгово-закупочная и посредническая деятельность;
- — осуществление строительных и ремонтных работ;
- — внешнеэкономическая деятельность;
- — помещение средств на долгосрочной и краткосрочной основе, участие в управлении предприятиями, в которых размещены средства завода;
- — другие незапрещённые законодательством виды деятельности.
В 2005 году и на ближайшие 5 лет ОАО «БЗСП» планирует сохранить свою ориентацию на три основных рынка сбыта:
- — страны СНГ (Россия, Украина, Казахстан);
- — Республика Беларусь;
- — страны дальнего зарубежья (Чехия, Германия, Турция, Австралия и другие).
Наибольшую долю продаж станочной оснастки (свыше 95% экспорта) составляют поставки в страны СНГ, где расположены наиболее стабильные заказчики и потребители продукции завода.
Наиболее важными и ценными потребителями для завода по-прежнему остаются станкостроительные заводы, использующие станочную оснастку для комплектации и кооперации. Наиболее крупные из них представлены в табл. П. Е.1.
Во-вторых, это разовые заказчики, различные металлургические и станкостроительные заводы, использующие технологическую оснастку на своих производствах:
- — г. Новокузнецк, «Западно-сибирский металлургический комбинат»;
- — г. Новокузнецк, «Кузнецкий металлургический комбинат»;
- — г. Москва, ЗАО «Финвал»;
- — г. Белгород, ЗАО «Инструментальный завод»;
- — г. Катайск, ЗАО «Катайский насосный завод» и другие.
В-третьих, это оптовые базы и коммерческие предприятия, занимающиеся оптовой торговлей. Приобретая оснастку большими партиями по договорам консигнации, они непосредственно реализуют его предприятиям своих регионов. Наибольшим спросом среди них пользуются патроны ручные токарные, тиски слесарные, недорогие чугунные машинные тиски.
Для того чтобы сохранить позиции лидера в отечественном производстве токарных патронов и тисков, предприятие постоянно расширяет ассортимент выпускаемых изделий, повышает качество выпускаемой продукции.
Основными конкурентами завода по производству аналогичных товаров являются следующие предприятия:
- 1. METALEXPORT-BISON-BIAL г. Варшава — производство всей гаммы станочной оснастки (на территории постсоветского пространства продукция реализуется через дилерскую сеть в г. Москва и г. С.-Петербург; цены на продукцию выше среднего; преимущество — высокое качество и большой ассортимент выпускаемой продукции);
- 2. «БелТАПАЗ» г. Гродно — производство спиральных токарных патронов;
- 3. ЗАО «Гомельский механический завод» г. Гомель — производство слесарных и станочных тисков;
- 4. АО «Глазовский завод «Металлист» Россия, г. Глазов — производство слесарных и станочных тисков.
Организацией обеспечения предприятия всеми необходимыми для его производственной деятельности материальными ресурсами (сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, запасными частями, спецодеждой, хозяйственным инвентарем и др.) занимается отдел материально-технического снабжения (ОМТС).
Материальные затраты в себестоимости продукции завода занимают значительный удельный вес (до 40%). Поэтому от качества и эффективности работы отдела материально-технического снабжения во многом зависят издержки производства, а, следовательно, конкурентоспособность продукции и финансовое положение предприятия в целом. В условиях жесткой конкуренции на рынках сбыта перед отделом материально-технического снабжения поставлена задача по снижению затрат на приобретение материальных ресурсов за счет организации работы по обеспечению контроля за конъюнктурой цен, приобретения материалов по прямым поставкам, сокращая число посредников, снижения бартерных операций, оптимизации запасов сырьевых ресурсов на складах и т. д.
Подробная структура затрат на производство по экономическим элементам приведена в табл. П. Ж.1.
Как видно из структуры затрат на производство, значительный удельный вес занимают материальные ресурсы: в 2003 г. — 40.4%, в 2002 г. — 33.0%, в 2001 г. — 40.5%, в 2000 г. — 43.4%. Уровень материалоемкости в 2003 году повысился.
Основными поставщиками материалов, комплектующих, покупных полуфабрикатов, необходимых для выполнения плана производства товарной продукции являются:
комплектующие и полуфабрикаты.
- · Барановичский станкостроительный завод — поковки, штамповки на патроны, тиски, головки ЭМЭ 7921−003 и др.;
- · Гомельский завод «Гомсельмаш» — поковки, штамповки на патроны ПР;
- · Рязанский литейный завод «Центролит» — стальное литье;
- · Гомельский литейный завод «Центролит» — чугунные отливки, непрерывное чугунное литье на тиски, столы, ЭМЗ;
- · Белоозёрский энергомеханический завод — чугунные отливки на тиски;
- · и другие.
основные материалы.
- 1. Сталь сортовая калиброванная:
- — АО «Череповецкий сталепрокатный завод»,
- — АО «Орловский сталепрокатный завод»,
- — Московский завод «Серп и молот»;
- 2. Сталь сортовая конструкционная:
- — ПО «Магнитогорский меткомбинат»,
- — ПО «Ижсталь»,
- — ПО «Ижорасталь» и др.
- — АО «Череповецкий сталепрокатный завод»,
- — «Металлобаза», г. Барановичи.
цветные металлы.
- 1. АО «Белорецкий меткомбинат» — проволока стальная, канаты, серебрянка;
- 2. г. Минск «Вторцветмет» — алюминий, бронза;
- 3. г. Москва «Станкоснаб» — аноды никелевые и др.
С целью всесторонней оценки качества выпускаемой продукции на заводе проводятся периодические испытания изделий согласно ежегодному графику.
С 01.07.1999 г. на ОАО «БЗСП» введено руководство по качеству производства технологической оснастки и тисков слесарных, где определена политика ОАО «БЗСП» в области качества.
Предприятием получен сертификат соответствия, который зарегистрирован в Реестре Национальной системы сертификации Республики Беларусь N BY11205.0.0.0064 от 12.12.2003 г.
Удельный вес сертифицированной продукции в объеме производства составил 48,9%.
Работа по сертификации осуществляется в соответствии с годовым планом стандартизации, графиком разработки стандартов предприятия, графиком проверки и пересмотра СТП, графиком проверки соблюдения требований стандартов.
Показатели прибыли и рентабельности продукции приведены в табл. П. З.1.
Как видно из таблицы, выручка от реализации в 2003 г. выросла на 38%, 2002 г. на 11,4%, готовой продукции — на 39,2% в 2003 г. и на 16,7%. Выручка от реализации готовой продукции в общем объеме реализации в 2003 г. составила 84,5% (в 2002 г. — 83,8%, в 2001 г. — 79,9%, в 2000 г. — 77,6%, в 1999 г. — 67,2%, в 1998 г. — 63,6%).
Финансовое положение завода на протяжении всего 2003 года оставалось сложным. Из-за отсутствия денежных средств у потребителей расчеты, в основном, производятся по бартеру. Удельный вес бартера в объеме реализации готовой продукции составил в 2003 г. 63,1, в 2002 г. — 61,4%, при плане 25%, т. е. по сравнению с прошлым годом увеличился на 1,5%.
В 2003 г. из 8878,6 млн руб., выручки денежных средств поступило только 2900,6 млн руб., т. е. 32,7% (в 2002 г. — 31,9%, в 2001 г. — 29,2%, в 2000 г. — 947,6 млн руб., т. е. 27,5%, в 1999 г. — 26,7%, в 1998 г. — 20,8%).
Несмотря на рост денежных поступлений, их не хватало для решения даже первостепенных вопросов. В результате, в течение года имели место задержки в выплате заработной платы.
В 2003 г. получено 688 120 тыс. руб. прибыли, темп роста по сравнению с 2002 г. составил 191%.
Рентабельность готовой продукции в 2003 г. увеличилась по сравнению с 2002 годом (9,3%) и составила 11,6%.
Завод постоянно испытывает недостаток в собственных оборотных средствах из-за большого удельного веса бартерных сделок. Этот недостаток отрицательно сказывался на платежеспособности завода.
Как видно из приведенных данных финансовое положение завода на протяжении последних лет остается сложным. Основные показатели бизнес-плана на 2003 г. не были выполнены полностью. [Табл. П. И.1.] ОАО «БЗСП» имеет большую задолженность по бюджетным платежам и перед кредиторами, что связано с большим количеством бартерных сделок и неплатежами дебиторов. У предприятия имеются сложности по сбыту продукции. Но даже в таких тяжелейших условиях предприятие находит возможность осваивать новые виды продукции, ищет новые рынки сбыта и новых партнеров.
Но, несмотря на это, предприятию необходимо провести мероприятия по расширению ассортимента выпускаемой продукции, по техническому перевооружению автоматических линий, снижению себестоимости выпускаемой продукции, а также повышение ее качества, что позволит предприятию расширить рынки сбыта и обрести новых деловых партнеров.
За проявленные способности к экономическому выживанию в тяжёлых условиях перехода к рынку в 1995 году международной организацией «Peopl to People International» заводу вручена награда «Факел Бирмингема».