Заключение.
Исследование рынка образовательных услуг
В настоящее время, факторы, влияющие на конкурентоспособность вуза можно разделить по источникам происхождения на внешние и внутренние. К основным внешним факторам, влияющим на вуз относятся — экономическая ситуация в стране, конкурентоспособность страны в области образования, уровень и качество жизни населения, спрос на рынке труда, конкуренция, стратегия конкурентов, средства маркетинговой… Читать ещё >
Заключение. Исследование рынка образовательных услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время российская системы образования характеризуется высокой конкурентностью и это обуславливает необходимость использования маркетинга как механизма эффективного инструмента управления для достижении конкурентных преимуществ.
Именно маркетинг является главной концепцией управления образовательного учреждения в условиях рынка, цель которого заключается в обеспечении рентабельности финансово-хозяйственной деятельности, повышении эффективности работы образовательных учреждений за счет наиболее полного удовлетворения потребностей потребителей.
Целью дипломной работы являлась систематизация подходов к маркетингу в учреждениях высшей школы и разработка учебной программы факультативного курса «Маркетинг в образовательном учреждении».
В ходе проведения работы изучили современные тенденции развития системы образования и выяснили, что в конце XX века ярко проявились новые тенденции мирового образования: движение в сторону совершенствования массового, а не элитарного образования, информатизация и экологизация образования, его гуманитаризация.
Анализ современных отечественных тенденций реформирования системы образования показывает, что экономике, ориентированной на потребителя, сопутствуют два разнонаправленных процесса: децентрализации и централизации образования. Отражением этих процессов являются стандартизация и регионализация образования, которые относятся к определяющим современным тенденциям российского образования.
Необходим учет всех существующих тенденций развития российского образования, в том числе и негативных, т.к. это обеспечивает максимальную реализацию тех задач, которые ставят жизнь и потребности социально-экономического развития общества системой образования.
Специфика и особенности стратегического и операционного маркетинга в образовательной сфере проявляются в том, что они дополняют друг друга и находят свое конкретное воплощение в рамках маркетинговой политики образовательного учреждения. Использование существующего потенциала образовательного учреждения является задачей оперативного управления. Стратегическое же управление направлено на развитие потенциала, позволяющего добиваться конкурентных преимуществ и повышение конкурентоспособности образовательного учреждения.
В настоящее время, факторы, влияющие на конкурентоспособность вуза можно разделить по источникам происхождения на внешние и внутренние. К основным внешним факторам, влияющим на вуз относятся — экономическая ситуация в стране, конкурентоспособность страны в области образования, уровень и качество жизни населения, спрос на рынке труда, конкуренция, стратегия конкурентов, средства маркетинговой информации. Среди основных внутренних факторов, влияющих на конкурентоспособность вуза можно выделить — возможность вуза по трудоустройству выпускников, предоставление качественных услуг, наличие стратегического партнерства, престижность диплома.
САФБД готовит специалистов экономического профиля для работы в банках, страховых компаниях, в инвестиционных компаниях и на предприятиях различных отраслей экономики.
В результате активной работы САФБД со школами наблюдается увеличение динамики стратегических партнеров, но снижение количества поступающих абитуриентов на ФВПО, что, тем не менее, в условиях демографической ямы, активизации всех вузов по привлечению абитуриентов, введение ЕГЭ и финансового кризиса не свидетельствует о неэффективной маркетинговой деятельности, и непосредственно работе ОМиДП.
Оценка эффективности маркетинговой деятельности образовательной системы САФБД проводится на основе доли абитуриентов, которые обратились в академию благодаря маркетинговым мероприятиям, и которые зачислены в академию, а также на основе экспертных оценок специалистов, осуществляющих маркетинговую деятельность.
Общие выводы из анализа эффективности маркетинговой деятельности вуза следующие:
- — недостаточный профессиональный уровень сотрудников САФБД вследствие его немотивированности;
- — необходимо осуществлять мониторинг интересов потребителей;
- — требует оптимизации структура затрат на маркетинговые мероприятия;
- — введение новых нестандартных форм работы с потенциальными абитуриентами.
Для разработки маркетинговой стратегии вуза было проведено сегментирование рынка и выбраны сегменты, на которых необходимо сосредоточить основные маркетинговые усилия на привлечении и удержании потребителей: «будущие финансисты», «неуверенные провинциалы», «хозяева жизни».
Наиболее привлекательный сегмент рынка для САФБД — сегмент «неуверенные провинциалы»: хорошая емкость сегмента, доступность сегмента для вуза, прибыльный сегмент, слабая конкуренция.
На каждый выбранный сегмент выбрано позиционирование образовательной услуги:
Для категории «будущие финансисты» — специальность «Финансы и кредит», «неуверенные провинциалы» — Менеджмент организации, «хозяева жизни» — «Финансы и кредит» и «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Разработанный факультативный курс «Маркетинг в образовательном учреждении» предлагается в качестве спецкурса (66 часов) по выбору для студентов 5 курса очной формы обучения специальности «Менеджмент организации». Целью курса является формирование у студентов ясного представления о том, каким образом маркетинг применяется при решении социально-экономических проблем современной российской системы образования. В соответствии с основной образовательной программой спецкурс «Маркетинг в образовательном учреждении» содержит следующие основные вопросы:
- — актуальность маркетинга в области управления образованием;
- — объекты маркетинга в образовании;
- — маркетинговая деятельность в образовательном учреждении;
- — маркетинговые концепции в образовании;
- — качество образовательных услуг;
- — реклама в образовательном учреждении;
- — маркетинговые исследования в образовании;
- — маркетинговая среда образовательного учреждения;
- — сегментация рынка образовательных услуг;
- — организация маркетинговой службы в образовательном учреждении.
Изучение курса «Маркетинг в образовательном учреждении» помогает менеджерам повысить свои личностные и профессиональные компетенции.
Маркетинговая деятельность академии должна быть направлена на:
- — совершенствование направлений маркетинга — сегментирование рынка и планирование;
- — системное изучение потребностей абитуриентов;
- — проведение гибкой ценовой политики с целью привлечения абитуриентов на обучение по профилям финансовый менеджмент, управленческий учет и др.;
- — повышение профессионального уровня сотрудников САФБД в области маркетинга;
- — оптимизацию структуры затрат на маркетинговые мероприятия;
- — усовершенствование анкеты абитуриента с целью выявления побудительных факторов потребителей, возникающих при выборе образовательной услуги;
- — введение новых нестандартных форм работы с потенциальными абитуриентами.