Понятие и основные черты управленческих решений, принимаемых в организациях
В узком смыслеэто заключительный акт деятельности по выявлению, анализу различных вариантов решения, направленный на выбор и утверждение лучшего варианта решения. В данном случае решение рассматривается как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым ЛПР с помощью определенных правил. Разделение труда (если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет… Читать ещё >
Понятие и основные черты управленческих решений, принимаемых в организациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Особенности и понятия управленческих решений
В жизни мы принимаем десятки и сотни решений. К решениям относятся, как малозначащий выбор одежды и просмотр телевизионных программ, так и выбор места работы или ВУЗа для получения образования.
Многие решения принимаются без должного систематического обдумывания. Однако в управлении принятие решения — это более систематизированный процесс, чем в частной жизни.
Принятие решений — это функция руководителя любого уровня, в его подготовке принимают участие сотрудники данной и смежных организаций, возможно, специалисты консультационных организаций. Свою управленческую деятельность руководитель реализует через решения, поэтому они являются его основной «продукцией».
Управленческие решения — это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий, компетенции и направленный на достижение целей организации.
В теории принятия решения широко используется термин «лицо, принимающее решение» (ЛПР). Понятие ЛПР является собирательным. Это может быть одно лицо — индивидуальное ЛПР или группа лиц, вырабатывающих коллективное решение — групповое ЛПР. Поскольку в управленческой практике чаще используется термин «руководитель», то в данной публикации, особенно когда речь будет вестись о практических вопросах управления, этот термин будет использоваться чаще, чем более научный термин «лицо, принимающее решение». Индивидуальное ЛПР и руководитель (любого уровня) в управлении, по сути дела, являются однотипными понятиями.
В роли ЛПР человек в процессе управления может принимать решения, последствия которых затрагивают интересы и влияют на жизнь многих других людей. Поэтому ошибки в принятии решений могут привести к большим негативным последствиям. В связи с этим закономерным является требование повышения эффективности управленческих решений на основе научного подхода к их формированию и выбору. Поэтому вполне обоснованно можно говорить, что повышение качества решений, принимаемых руководителями и сотрудниками, является важнейшим резервом улучшения всей управленческой деятельности.
Можно понятие «принятие решения» трактовать в узком и широком смысле.
В узком смыслеэто заключительный акт деятельности по выявлению, анализу различных вариантов решения, направленный на выбор и утверждение лучшего варианта решения. В данном случае решение рассматривается как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым ЛПР с помощью определенных правил.
В этой связи, например, говорят: «Руководитель принял решение». В узком плане решение можно также трактовать как результат выбора, тогда оно представляет собой предписание к действию (план работы, вариант проекта и т. п.).
В широком смысле принятие решенияэто процесс, протекающий во времени, осуществляемый в несколько этапов. Другими словами, это совокупность всех этапов и стадий по подготовке (выработке) решения, включая заключительный этап непосредственного принятия решения. Именно в таком широком смысле этот термин будет использоваться в данной книге. После принятия решения осуществляется деятельность по реализации принятого решения. Иногда этот этап также включается в понятие «принятие решения».
Принятие управленческих решений в организации характеризуется как:
- — сознательная и целесообразная деятельность, осуществляемая человеком;
- — поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;
- — процесс взаимодействия членов организации;
- — выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;
- — часть общего процесса управления;
- — неизбежная часть ежедневной работы менеджера;
- — важное для выполнения всех других функций управления.
При принятии любого решения присутствуют три момента: интуиция, суждения и рациональность.
Есть ряд факторов отличающих управленческие решения от бытовых решений:
- 1. цель (субъект управления (будь то один или группа) принимает решения исходя не из своих собственных потребностей (хотя их влияние и играет определённую роль), а в целях решения проблем конкретной организации);
- 2. последствия (частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей; а субъект управления, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей).
- 3. разделение труда (если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определённое разделение труда: одни работники заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) — реализацией уже принятых решений);
- 4. профессионализм
Принятие правильного решения — это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развиваются с опытом, приобретаемым руководителем на протяжении всей жизни.
Принятие решений предполагает выбор первоочередных задач и дел.