Особенности инновационного поведения
Какие именно инновации используют опрашиваемые компании? 15 компаний (59%(указало, что используют исключительно собственные НИОКР. В эту группу входят фирмы, которые в основном заняты в сфере информационных технологий (6 фирм), в сфере услуг (4 компании), в сфере производства (3 компании). 4 компании (14,3%) используют исключительно дорогостоящие решения. 2 компании (7,7%) осуществляют как заказ… Читать ещё >
Особенности инновационного поведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
«ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ — инициативный тип индивидуального или коллективного поведения, связанный с систематическим освоением социальными субъектами новых способов деятельности в различных сферах общественной жизни либо созданием новых объектов материальной и духовной культур» [11].
Категориями, отражающими основные проявления инновационного поведения, являются следующие:
- -инновационные настроения (в каждой организации свой индекс инновационных настроений, определяющийся соотношением удовлетворенности и неудовлетворенности системой, готовности и неготовности к ее изменениям);
- -культура и антикультура инноваций (она определяется профессией и квалификацией, стилем управления и т. д.);
- -инновационная конфликтность (инновации часто бывают невыгодны для кого-то, создают определенный психологический барьер и вызывают конфликт);
- -социальная инерция (поздняя реакция на ситуацию);
- -оптимизм и пессимизм в инновациях (чувство оптимизма часто связано с первым этапом, возникающие трудности снижают это чувство и порождают пессимистические настроения);
- -инновационные ожидания (идеальное и реальное часто не совпадают);
- -факторы группового действия в инновациях (это влияние внутрии межгрупповых отношений на инновационные решения);
Инновационное поведение связано с внедрением нестандартных решений, изменяющих в той или иной степени систему социальных отношений на различных уровнях организации, характеризуется качеством, масштабом и глубиной изменений, которые затрагивают сложившуюся систему интересов, и поведенческих стереотипов.
Инновационное поведение предполагает ряд этапов и фаз, на первом из которых происходит ломка укоренившихся стереотипов, привычек и традиций, преодоление стандартных, консервативных мнений. Конкретные действия субъекта начинаются с констатации необходимости реконструктивных изменений в производственных структурах, обнаружения тупиковых ситуаций и противоречий, которые объективно требуют преодоления. Классическая форма инновационного поведения включает ряд самостоятельных процессов, которые имеют свою логику, тактику, стратегию и способ организации во времени и в пространстве.
Инновационное поведение предпринимателей чаще всего считают разновидностью экономического или рыночного поведения. «Экономическое поведение — образ, способ, характер экономических действий граждан, работников, руководителей, производственных коллективов в тех или иных складывающихся условиях экономической деятельности» [3, с.834]. Соответственно инновационное поведение можно понимать как разновидность экономического поведения, предполагающего особый способ, характер экономических действий, заключающийся в целенаправленном, постоянном инициировании, оценке эффективности, отборе и осуществлении инновационных действий.
«Рыночное поведение — «действия, которые осуществляются фирмами как продавцами (покупателями) товаров и услуг» [4, с.578].
Как разновидность рыночного поведения инновационное поведение предполагает преобладание стратегических целей над тактическими, предпочтение неценовых методов конкуренции (по качеству), сочетание интенсивного взаимодействия фирм с научно-исследовательским и государственным сектором, непримиримую конкурентную борьбу с соседями.
Можно рассмотреть инновационное поведение субъекта предпринимательства как разновидность конкурентного поведения. «Конкуренция — это экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю прибыли или рынка, получения заказа» [4, с.250]. Данный аспект инновационного поведения подробно изучается в работе М. М. Купцова. Согласно [7, с.25] «инновационный тип конкурентного поведения базируется на креативности (творческом начале) в деятельности субъекта предпринимательства по созданию и реализации товаров или услуг». Отличительная черта данного типа поведения — «его осуществление предполагает создание принципиально новых, а не копирование существующих товаров или услуг, как при адаптивно — приспособленческом типе, или фокусирование на ранее достигнутых результатах деятельности, как при гарантирующем типе» [7, с.48].
Таким образом, в первом приближении инновационное поведение экономических субъектов может быть определено как особый тип стратегического рыночного поведения предпринимателей и фирм, заключающийся в систематическом поиске новых технологий, способов организации производства товаров, осуществление работ и оказание услуг и направлений на достижение достаточного уровня прибыли за счет более полного удовлетворения потребностей покупателей и клиентов по сравнению с конкурентами.
Однако, как выявить факторы, влияющие на инновационное поведение и инновационную активность экономических субъектов? Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» провел исследования в которых было выявлено следующее:
Был проведен анализ 26 фирм осуществляющих инновационную деятельность на территории Югры.
73,1% опрошенных (19 компаний) осуществляют свою деятельность только на региональном уровне; 19,2% (5 компаний) функционируют исключительна на федеральном уровне. Две организации (7,7%) выходят на международным уровень.
В анкетировании участвовали 7 отраслей: топливно — энергенического комплекса, лесной промышленности, телекоммуникации и связи, строительства, оказания услуг, транспортной, информационных технологий (рис. 2). Рисунок 2.
Рис. 2. Распределение опрошенных организаций по отраслевой принадлежности.
84,6% являются самостоятельными организациями (22 компании); 15,4% (4 компании) — дочерние предприятия. Основная доля самостоятельных предприятий функционирует на региональном уровне (72,8%).
На вопрос анкеты «За счет чего повышается эффективность деятельности Вашей компании?» 84,6% (22 компании) ответили: «За счет внедрения инноваций», 61,5% (16 компаний) — «За счет увеличения объемов производства продукции». 12 организаций указали оба варианта. Фирмы, которые повышают эффективность своей деятельности только за счёт внедрения инновации (10 компаний), относятся к основной сфере оказания услуг и к сфере инновационных технологий. Они являются самостоятельными предприятиями, функционирующими на федеральном и региональном уровне.
11 организаций (42,3%) занимаются только созданием (разработкой) инноваций; 6 компаний (23,1%) — лишь потреблением инноваций. 9 фирм (34,6%) заняты одновременно и созданием и потреблением инноваций. Те фирмы, которые создают инновации, заняты в сфере информационных технологий (5 компаний), в сфере строительства (2 компании). Организации, потребляющие инновации, относятся к разным отраслям экономики, а функционируют преимущественно на региональном уровне.
Какие именно инновации используют опрашиваемые компании? 15 компаний (59%(указало, что используют исключительно собственные НИОКР. В эту группу входят фирмы, которые в основном заняты в сфере информационных технологий (6 фирм), в сфере услуг (4 компании), в сфере производства (3 компании). 4 компании (14,3%) используют исключительно дорогостоящие решения. 2 компании (7,7%) осуществляют как заказ НИОКР, так и покупают дорогостоящие решения. Сфера деятельности таких компаний — ТЭК.
19 компаний (73,5%) указало, что они в своей деятельности используют только технологические инновации. Только 2 компаний (7,7%) используют исключительно организационно-управленческие инновации. 5 компаний (19,2%), которые заняты в сфере информационных технологий используют оба варианта.
Отдел по осуществлению инноваций есть лишь в 7 компаниях из 26 (26,6%). Это компания в сфере промышленного производства и информационных технологий. Хотя 17 компаний (65,4%) полают, что у них есть инновационная стратегия, специалист по управлению инновациями есть лишь в 14 компаниях (53,9%).
Неясно, насколько хороши дела с интеллектуальной собственностью фирм. Удивительно ответили о наличии у компании патентов, лицензий только 11 (42,3%). 15 (57,2%) воздержались от ответа. У 6 организаций это собственные объекты, у 2 — только приобретённые объекты, 2 располагают как собственными, так и приобретенными объектами.
По мнению 88,5% опрошенных (23 организации), текущая эффективность их деятельности влияет на принятия решений о внедрении инноваций. Причины отказа от внедрения инноваций показаны на рис. 3. Рисунок 3.
Рис. 3. Причины отказа от внедрения инноваций.
Как видно, опасения вызывают слишком большие риски и затраты, связанные с осуществлением инновационных проектов. Препятствуют инновационной деятельности административные барьеры.
Существует классификация типов конкурентного поведения организаций. инновация патиентная стратегия.
«В решении задачи существенную роль призваны сыграть теоретические разработки экономистов, закладывающие научно — методологические основы проектирования конкурентоспособных промышленных структур. В основу при этом кладется так называемый биологический подход к классификации конкурентного поведения, предложенный Л. Г. Раменский, и используемый специалистами для классификации и соответствующих конкурентных стратегий. Согласно этому походу можно выделить:
- — виолентное поведение, характерное для крупных компаний, осуществляющих массовое производство со своей или приобретенной продукцией
- — патиентное, заключающееся в приспособлении к узким сегментам широкого рынка (нишам) путем специализированного выпуска уникальной продукции;
- — эксплерентное, означающее выход на рынок с новым (радикальными инновациями) продуктом и захватом части рынка;
- — коммутантное, приспособлении к условиям спроса местного рынка.
Автором обозначений типов фирм, ассоциируемых по конкурентному поведению с животным миров (лис, мышей, львов и т. д.), является швейцарский эксперт Х. Фризевинкель. Сочетания Раменского и Фризевинкеля представлены в табл. 2″ [5, стр. 72−74].
Таблица 2.
№. | Параметры. | Типы конкурентного поведения (Раменский). | |||
«Виоленты». | «Патиенты». | «Эксплеренты». | «Коммутанты». | ||
Типы компании (Фризевинкель). | |||||
«Львы»,. «Слоны»,. «Бегемоты». | «Лисы». | «Ласточки». | «Мыши». | ||
Уровень конкуренции. | Высокий. | Низкий. | Средний. | Средний. | |
Новизна отрасли. | Новые. | Зрелые. | Новые. | Новые, зрелые. | |
Какие потребности обслуживает. | Массовые, стандартные. | Массовые, не стандартные. | Инновационные. | Локальные. | |
Профиль производства. | Массовые. | Специализированные. | Эксперименты. | Универсал. мелкое. | |
Размер компании. | Крупные. | Крупные, мелкие, средние. | Средние и мелкие. | Мелкие. | |
Устойчивость. | Высокая. | Высокая. | Низкая. | Низкая. | |
Расходы на НИОКР. | Высокие. | Средние. | Высокие. | Отсутствует. | |
Преимущества. | Высокая производительность. | Приспособленность к любому рынку. | Опережение в нововведениях. | Гибкость. | |
Динамика развития. | Высокие. | Средние. | Высокие. | Низкий. | |
Издержки. | Низкие. | Средние. | Низкие. | Низкие. | |
Качество продукции. | Средние. | Высокие. | Среднее. | Среднее. | |
Ассортимент. | Средние. | Узкий. | Отсутствует. | Узкий. | |
Тип НИОКР. | Улучшающие. | Приспособительный. | Прорывной. | Отсутствует. | |
Сбытовая сеть. | Собственная ли контролируемая. | Собственная или контролируемая. | Отсутствует. | Отсутствует. | |
Реклама. | массовая. | специализированная. | Отсутствует. | Отсутствует. |
Табл. 2. Характеристики предприятий по типу стратегического конкурентного инновационного поведения [Гунин В.Н. и др. — Управление инновациями — М., 1999 стр 72−74].