Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Особенности инновационного поведения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Какие именно инновации используют опрашиваемые компании? 15 компаний (59%(указало, что используют исключительно собственные НИОКР. В эту группу входят фирмы, которые в основном заняты в сфере информационных технологий (6 фирм), в сфере услуг (4 компании), в сфере производства (3 компании). 4 компании (14,3%) используют исключительно дорогостоящие решения. 2 компании (7,7%) осуществляют как заказ… Читать ещё >

Особенности инновационного поведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

«ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ — инициативный тип индивидуального или коллективного поведения, связанный с систематическим освоением социальными субъектами новых способов деятельности в различных сферах общественной жизни либо созданием новых объектов материальной и духовной культур» [11].

Категориями, отражающими основные проявления инновационного поведения, являются следующие:

  • -инновационные настроения (в каждой организации свой индекс инновационных настроений, определяющийся соотношением удовлетворенности и неудовлетворенности системой, готовности и неготовности к ее изменениям);
  • -культура и антикультура инноваций (она определяется профессией и квалификацией, стилем управления и т. д.);
  • -инновационная конфликтность (инновации часто бывают невыгодны для кого-то, создают определенный психологический барьер и вызывают конфликт);
  • -социальная инерция (поздняя реакция на ситуацию);
  • -оптимизм и пессимизм в инновациях (чувство оптимизма часто связано с первым этапом, возникающие трудности снижают это чувство и порождают пессимистические настроения);
  • -инновационные ожидания (идеальное и реальное часто не совпадают);
  • -факторы группового действия в инновациях (это влияние внутрии межгрупповых отношений на инновационные решения);

Инновационное поведение связано с внедрением нестандартных решений, изменяющих в той или иной степени систему социальных отношений на различных уровнях организации, характеризуется качеством, масштабом и глубиной изменений, которые затрагивают сложившуюся систему интересов, и поведенческих стереотипов.

Инновационное поведение предполагает ряд этапов и фаз, на первом из которых происходит ломка укоренившихся стереотипов, привычек и традиций, преодоление стандартных, консервативных мнений. Конкретные действия субъекта начинаются с констатации необходимости реконструктивных изменений в производственных структурах, обнаружения тупиковых ситуаций и противоречий, которые объективно требуют преодоления. Классическая форма инновационного поведения включает ряд самостоятельных процессов, которые имеют свою логику, тактику, стратегию и способ организации во времени и в пространстве.

Инновационное поведение предпринимателей чаще всего считают разновидностью экономического или рыночного поведения. «Экономическое поведение — образ, способ, характер экономических действий граждан, работников, руководителей, производственных коллективов в тех или иных складывающихся условиях экономической деятельности» [3, с.834]. Соответственно инновационное поведение можно понимать как разновидность экономического поведения, предполагающего особый способ, характер экономических действий, заключающийся в целенаправленном, постоянном инициировании, оценке эффективности, отборе и осуществлении инновационных действий.

«Рыночное поведение — «действия, которые осуществляются фирмами как продавцами (покупателями) товаров и услуг» [4, с.578].

Как разновидность рыночного поведения инновационное поведение предполагает преобладание стратегических целей над тактическими, предпочтение неценовых методов конкуренции (по качеству), сочетание интенсивного взаимодействия фирм с научно-исследовательским и государственным сектором, непримиримую конкурентную борьбу с соседями.

Можно рассмотреть инновационное поведение субъекта предпринимательства как разновидность конкурентного поведения. «Конкуренция — это экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю прибыли или рынка, получения заказа» [4, с.250]. Данный аспект инновационного поведения подробно изучается в работе М. М. Купцова. Согласно [7, с.25] «инновационный тип конкурентного поведения базируется на креативности (творческом начале) в деятельности субъекта предпринимательства по созданию и реализации товаров или услуг». Отличительная черта данного типа поведения — «его осуществление предполагает создание принципиально новых, а не копирование существующих товаров или услуг, как при адаптивно — приспособленческом типе, или фокусирование на ранее достигнутых результатах деятельности, как при гарантирующем типе» [7, с.48].

Таким образом, в первом приближении инновационное поведение экономических субъектов может быть определено как особый тип стратегического рыночного поведения предпринимателей и фирм, заключающийся в систематическом поиске новых технологий, способов организации производства товаров, осуществление работ и оказание услуг и направлений на достижение достаточного уровня прибыли за счет более полного удовлетворения потребностей покупателей и клиентов по сравнению с конкурентами.

Однако, как выявить факторы, влияющие на инновационное поведение и инновационную активность экономических субъектов? Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» провел исследования в которых было выявлено следующее:

Был проведен анализ 26 фирм осуществляющих инновационную деятельность на территории Югры.

73,1% опрошенных (19 компаний) осуществляют свою деятельность только на региональном уровне; 19,2% (5 компаний) функционируют исключительна на федеральном уровне. Две организации (7,7%) выходят на международным уровень.

В анкетировании участвовали 7 отраслей: топливно — энергенического комплекса, лесной промышленности, телекоммуникации и связи, строительства, оказания услуг, транспортной, информационных технологий (рис. 2). Рисунок 2.

Распределение опрошенных организаций по отраслевой принадлежности.

Рис. 2. Распределение опрошенных организаций по отраслевой принадлежности.

84,6% являются самостоятельными организациями (22 компании); 15,4% (4 компании) — дочерние предприятия. Основная доля самостоятельных предприятий функционирует на региональном уровне (72,8%).

На вопрос анкеты «За счет чего повышается эффективность деятельности Вашей компании?» 84,6% (22 компании) ответили: «За счет внедрения инноваций», 61,5% (16 компаний) — «За счет увеличения объемов производства продукции». 12 организаций указали оба варианта. Фирмы, которые повышают эффективность своей деятельности только за счёт внедрения инновации (10 компаний), относятся к основной сфере оказания услуг и к сфере инновационных технологий. Они являются самостоятельными предприятиями, функционирующими на федеральном и региональном уровне.

11 организаций (42,3%) занимаются только созданием (разработкой) инноваций; 6 компаний (23,1%) — лишь потреблением инноваций. 9 фирм (34,6%) заняты одновременно и созданием и потреблением инноваций. Те фирмы, которые создают инновации, заняты в сфере информационных технологий (5 компаний), в сфере строительства (2 компании). Организации, потребляющие инновации, относятся к разным отраслям экономики, а функционируют преимущественно на региональном уровне.

Какие именно инновации используют опрашиваемые компании? 15 компаний (59%(указало, что используют исключительно собственные НИОКР. В эту группу входят фирмы, которые в основном заняты в сфере информационных технологий (6 фирм), в сфере услуг (4 компании), в сфере производства (3 компании). 4 компании (14,3%) используют исключительно дорогостоящие решения. 2 компании (7,7%) осуществляют как заказ НИОКР, так и покупают дорогостоящие решения. Сфера деятельности таких компаний — ТЭК.

19 компаний (73,5%) указало, что они в своей деятельности используют только технологические инновации. Только 2 компаний (7,7%) используют исключительно организационно-управленческие инновации. 5 компаний (19,2%), которые заняты в сфере информационных технологий используют оба варианта.

Отдел по осуществлению инноваций есть лишь в 7 компаниях из 26 (26,6%). Это компания в сфере промышленного производства и информационных технологий. Хотя 17 компаний (65,4%) полают, что у них есть инновационная стратегия, специалист по управлению инновациями есть лишь в 14 компаниях (53,9%).

Неясно, насколько хороши дела с интеллектуальной собственностью фирм. Удивительно ответили о наличии у компании патентов, лицензий только 11 (42,3%). 15 (57,2%) воздержались от ответа. У 6 организаций это собственные объекты, у 2 — только приобретённые объекты, 2 располагают как собственными, так и приобретенными объектами.

По мнению 88,5% опрошенных (23 организации), текущая эффективность их деятельности влияет на принятия решений о внедрении инноваций. Причины отказа от внедрения инноваций показаны на рис. 3. Рисунок 3.

Причины отказа от внедрения инноваций.

Рис. 3. Причины отказа от внедрения инноваций.

Как видно, опасения вызывают слишком большие риски и затраты, связанные с осуществлением инновационных проектов. Препятствуют инновационной деятельности административные барьеры.

Существует классификация типов конкурентного поведения организаций. инновация патиентная стратегия.

«В решении задачи существенную роль призваны сыграть теоретические разработки экономистов, закладывающие научно — методологические основы проектирования конкурентоспособных промышленных структур. В основу при этом кладется так называемый биологический подход к классификации конкурентного поведения, предложенный Л. Г. Раменский, и используемый специалистами для классификации и соответствующих конкурентных стратегий. Согласно этому походу можно выделить:

  • — виолентное поведение, характерное для крупных компаний, осуществляющих массовое производство со своей или приобретенной продукцией
  • — патиентное, заключающееся в приспособлении к узким сегментам широкого рынка (нишам) путем специализированного выпуска уникальной продукции;
  • — эксплерентное, означающее выход на рынок с новым (радикальными инновациями) продуктом и захватом части рынка;
  • — коммутантное, приспособлении к условиям спроса местного рынка.

Автором обозначений типов фирм, ассоциируемых по конкурентному поведению с животным миров (лис, мышей, львов и т. д.), является швейцарский эксперт Х. Фризевинкель. Сочетания Раменского и Фризевинкеля представлены в табл. 2″ [5, стр. 72−74].

Таблица 2.

№.

Параметры.

Типы конкурентного поведения (Раменский).

«Виоленты».

«Патиенты».

«Эксплеренты».

«Коммутанты».

Типы компании (Фризевинкель).

«Львы»,.

«Слоны»,.

«Бегемоты».

«Лисы».

«Ласточки».

«Мыши».

Уровень конкуренции.

Высокий.

Низкий.

Средний.

Средний.

Новизна отрасли.

Новые.

Зрелые.

Новые.

Новые, зрелые.

Какие потребности обслуживает.

Массовые, стандартные.

Массовые, не стандартные.

Инновационные.

Локальные.

Профиль производства.

Массовые.

Специализированные.

Эксперименты.

Универсал. мелкое.

Размер компании.

Крупные.

Крупные, мелкие, средние.

Средние и мелкие.

Мелкие.

Устойчивость.

Высокая.

Высокая.

Низкая.

Низкая.

Расходы на НИОКР.

Высокие.

Средние.

Высокие.

Отсутствует.

Преимущества.

Высокая производительность.

Приспособленность к любому рынку.

Опережение в нововведениях.

Гибкость.

Динамика развития.

Высокие.

Средние.

Высокие.

Низкий.

Издержки.

Низкие.

Средние.

Низкие.

Низкие.

Качество продукции.

Средние.

Высокие.

Среднее.

Среднее.

Ассортимент.

Средние.

Узкий.

Отсутствует.

Узкий.

Тип НИОКР.

Улучшающие.

Приспособительный.

Прорывной.

Отсутствует.

Сбытовая сеть.

Собственная ли контролируемая.

Собственная или контролируемая.

Отсутствует.

Отсутствует.

Реклама.

массовая.

специализированная.

Отсутствует.

Отсутствует.

Табл. 2. Характеристики предприятий по типу стратегического конкурентного инновационного поведения [Гунин В.Н. и др. — Управление инновациями — М., 1999 стр 72−74].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой