Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Экономическая оценка использования оборотных средств. 
Принципы планирования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стратегия фирмы — программа действий, определяющая развитие фирмы и соответствующее ему управление. Стратегия дает ответ на вопрос, каким способом и с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей в условиях быстро изменяющегося и конкурентного окружения. Стратегическое планирование — процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения… Читать ещё >

Экономическая оценка использования оборотных средств. Принципы планирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономическая оценка использования оборотных средств. Принципы планирования

Стратегия фирмы — программа действий, определяющая развитие фирмы и соответствующее ему управление. Стратегия дает ответ на вопрос, каким способом и с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей в условиях быстро изменяющегося и конкурентного окружения. Стратегическое планирование — процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем. Стратегическое планирование можно определить и как набор действий и решений, предпринятых руководством, ведущих к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Стратегическое планирование реализуется через: распределение ресурсов, адаптацию к внешней среде, внутреннюю координацию и организационное стратегическое предвидение. Стратегическому планированию присущ определенный алгоритм:

  • — что надо сделать (концептуальный аспект, формулирование главной цели);
  • — как делать (технологический аспект);
  • — делать с использованием каких средств (ресурсный аспект);
  • — делать в какие сроки и в какой последовательности (временной аспект);
  • — кто будет делать (кадровый аспект);
  • — какой должна быть организационная структура (организационно-управленческий аспект).

Процесс стратегического планирования состоит из следующих этапов:

Стратегическое планирование.

Рис. 1 — Стратегическое планирование

Ключевым моментом планирования является выбор общей и частных целей организации. Миссия (главная цель) — четко выраженная причина создания и существования организации, качественное направление ее развития (кто мы? что мы делаем?) Миссия отражает путь, по которому фирма должна двигаться, чтобы получить прибыль. На основе миссии формируются общефирменные цели. Цели — это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которые хотела бы достичь организация. Формулировка миссии должна отражать:

Предмет бизнеса организации.

Отличительные особенности выбранного бизнеса.

На каких потребителей ориентирован бизнес.

Ценности, которых придерживается организация.

Существуют рекомендации по формулировке целей:

Цели должны быть конкретными и измеримыми (например, повысить производительность труда за год на 1%).

Цели должны быть ориентированы во времени:

долгосрочные: на 5 и более лет;

среднесрочные: от 1 до 5 лет;

краткосрочные: на 1 год).

Долгосрочные цели формулируются в первую очередь, а среднесрочные и краткосрочные служат для их обеспечения.

Цели должны быть достижимыми. В этом случае они являются источником мотивации поведения.

Цели должны быть взаимно поддерживающими.

Под каждую цель необходимо сформулировать задачу. Например, цель состоит в разработке бизнес — плана. Для этого необходимо сформулировать следующие задачи: определить состав команды разработчиков, установить последовательность этапов и сроков разработки и т. п. При выборе стратегии фирмы анализируются наиболее существенные характеристики фирмы, внешние и внутренние условия ее развития и т. д. Большое внимание в рыночной экономике должно уделяться оценке внешней среды. Среда — совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему. Внешнее окружение делят на деловое (операционное) и фоновое (общее). Деловое представляет непосредственные контакты фирмы (например, поставщик А, продавец Б и т. д.). На деловое окружение можно оказывать непосредственное воздействие. На фоновую среду непосредственное воздействие фирма оказывать не может, но должна быть готова к ее влиянию. Необходимо учитывать влияние следующих видов фона:

Политического (соответствует ли деятельность фирмы политическим целям страны, включая ее международное, военное и внутреннее положение).

Экономического (учет действия экономических законов, оценка важнейших экономических показателей, инфляции и т. п.).

Социального (состояние социальной инфраструктуры; высшего и среднего специального образования, выпуск специалистов по разным специальностям, состояние школьного образования, наличие и использование культурно-просветительских учреждений, состояние здравоохранения и физической культуры и др.

Стратегическое планирование — центральный элемент системы управления обществом, фирмой, для него общезначимыми являются четыре общих принципа управления, к которым относятся:

Принцип единства экономики и политики при приоритете политики.

Принцип единства централизма и самостоятельности.

Принцип научной обоснованности и эффективности управленческих решений Принцип сочетания общих и локальных интересов при приоритете интересов более высокого ранга и стимулирование личной и коллективной заинтересованности в выполнении управленческих решений.

Применительно к стратегическому планированию названные принципы имеют следующее содержание.

  • 1. Принцип единства экономики и политики при приоритете политики. Содержанием этого принципа является требование, согласно которому разработчики прогнозов, стратегических программ и планов должны исходить из целей политики, намеченной к реализации соответствующими субъектами управления. Политика это не что иное, как организационно оформленная система интересов соответствующих общностей людей. Она выражает их отношение между собой и к государству, направление его деятельности в сторону, позволяющую реализовать эти интересы. В системе интересов центральное место занимают экономические интересы, они являются определяющими по сравнению со всеми другими и в этом смысле политика не может не быть концентрированным выражением экономики. Вместе с тем, для беспрепятственного развития экономики, нужны соответствующие политические условия, необходимо государство со всеми своими институтами, органами власти. Поэтому политика выступает в качестве направляющего русла, в рамках которого функционирует экономика любой страны. Следовательно, без приоритетного начала политики в управлении экономикой последняя не может успешно развиваться, чем и определяется соотношение между экономикой и политикой. На микро уровне собственники коммерческих формируют политику, определяющую направление их развития, распределение финансовых результатов деятельности в соответствии со своими интересами.
  • 2. Принцип единства централизма и самостоятельности. Сущность этой закономерности стратегического планирования состоит в том, что подготавливаемые регулирующими органами проекты решений в форме прогнозов, стратегических программ и планов, с одной стороны, должны базироваться на информации о намерениях хозяйствующих субъектов, учитывая их интересы, а с другой — обеспечивать воздействие на них в нужном для общества направлении. В рамках фирмы, корпорации, централизм и самостоятельность в стратегическом планировании, находят свое конкретное применение в предоставлении своим филиалам максимально возможной свободы в хозяйственной деятельности, в т. ч. и в планировании, но в рамках общей стратегии фирмы, корпорации.
  • 3. Принцип научной обоснованности и эффективности прогнозов, стратегических программ, планов, означает необходимость учета в процессе их составления следующих требований:
    • а) действие всей системы законов развития общества, определяющих содержание и направление отдельных элементов и сфер деятельности. Разрабатывая прогнозы, проекты стратегических программ и планов, их составители должны исходить из сущности, содержания и форм проявления в практической деятельности и экономических законов рыночного хозяйства, и законов развития социальных отношений, и законов развития науки и техники;
    • б) глубокое изучение и практическое использование в плановой работе достижений современной отечественной и зарубежной науки и техники, в целях своевременного осуществления структурной перестройки экономики. Материализации в хозяйственной практике важнейших направлений научно технического прогресса, экологизации производства, обеспечении его социальной направленности, а также высокий уровень интенсификации и эффективности;
    • в) на основе широкого использования экономических инструментов ориентировать фирмы, корпорации на своевременное техническое вооружение, конструкцию и обновление производства, восприимчивость к научному прогрессу. Быстрое реагирование на постоянно изменяющиеся потребности общества;
    • г) обеспечение в процессе стратегического планирования органического единства стратегических и тактических планов, программ и прогнозов;
    • д) повышение степени достоверности планово-учетной информации, являющейся информационной базой для расчетов показателей прогнозов, стратегических программ и планов;
    • е) постоянное совершенствование технологии разработки всех плановых документов;
    • ж) обеспечение комплексного использования всех других элементов методологии стратегического планирования.
  • 4. Принцип сочетания общих и локальных интересов при приоритете интересов более высокого ранга и стимулирование личной и коллективной заинтересованности в выполнении заданий стратегических программ и планов. Этот принцип означает:

во — первых, объективную необходимость органической увязки интересов различных классов, социальных слоев, коллективно коммерческих организаций и отдельных работников в единую систему и обеспечение в процессе управления стратегических целей программ и проектов планов, а также подготовки мероприятий, способствующих их достижению;

во-вторых, при регулировании воспроизводственных процессов, происходящих в национальной экономике с помощью федеральных и региональных целевых, комплексных стратегических программ и планов, решать эти проблемы исходя из приоритета для всех членов общества интересов укрепления его безопасности и других обще человеческих ценностей;

в-третьих, создание с помощью системы экономических стимулов, в виде разнообразных форм заработной платы, премий, налоговых и кредитных льгот, обеспечения необходимыми материальными ресурсами, личной коллективной заинтересованности работников в успешном выполнении плановых заданий. Несогласованность интересов хозяйствующих субъектов, внутри трудовых коллективов не позволяет управлять экономическими и социальными процессами, достигать намеченных целей, а отсутствие экономических стимулов трудовой активности людей, ведет к низкой эффективности труда, к разрушению самой экономической системы.

Адамов В.Е., Ильенкова С. Д., Сиротина Т. П., Смирнов С. А. Экономика и статистика фирм. — М.: Финансы и статистика, 2001.

Грузинов В.П., Грибов В. Д. Экономика предприятия. — М.: «МИК», 2003.

Сергеев И. В. Экономика предприятия: Учебное пособие.- 2-е издание, перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2002.

Раицкий К. А. Экономика предприятия: Учебник для вузов.-М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999.

Кейлер В. А. Экономика предприятия. Курс лекций.- М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.

Экономика предприятия. Под ред. Проф. В. Я. Горфинкеля, проф. Е. М. Куприянова. — М.: «Банки и биржи», «ЮНИТИ», 1998.

Экономика предприятия. Под ред. Проф. О. И. Волкова. — М.: ИНФРА-М, 2000.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой