Максимизация прибыли в условиях несовершенной конкуренции
По характеру и причинам образования: — естественные монополии — концентрация в руках частных лиц или государства производства, купли или продажи всех или значительной части отдельного вида благ (участки земли, редкие металлы, камни и т. п.). Государственными естественными монополиями являются ВПК, другие отрасли и сферы, имеющие для страны стратегическое значение; Концерны — крупнейшие… Читать ещё >
Максимизация прибыли в условиях несовершенной конкуренции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современный капитализм представлен несовершенной конкуренцией в ряде ее форм, которые порождают соответствующие модели рынка (см. гл. 8) — рынок монополистической конкуренции, олигопольный рынок и чисто монопольный рынок. На каждом из этих рынков поведение фирм, которые максимизируют прибыль или минимизируют убытки, различно. Различны и последствия их поведения для фирм, их собственников и общества. Эти проблемы и являются предметом нашего анализа в настоящем разделе.
Монополия: сущность, причины образования и формы
Монополия — исключительное право, принадлежащее кому-либо (государству, одному лицу или группе лиц) в какой-либо сфере деятельности.
Причины образования монополий кроются в факторах обобществления собственности и производства (см. гл. 5) — НТП, противоречия, войны, гонка вооружений, кризисы, падение средней нормы прибыли, что толкает фирмы к монополизации для сдерживания этого процесса, и др.
Возможность образования монополий создает наличие крупных капиталов, появившихся под влиянием обобществления собственности.
Цель частных монополий — извлечение монопольно высокой прибыли, а средства ее достижения — манипуляция ценами и эксплуатация на этой основе трудящихся разных стран и сфер деятельности.
В зависимости от критериев, применяющихся для анализа, выделяются следующие формы (типы, виды) монополий.
- 1. По степени монополизации рынка выделяются:
- — абсолютная (единственная в стране) монополия (при отсутствии производителей товаров-субститутов), например валютная монополия;
- — чистая (единственная в отрасли) монополия;
- — двусторонняя монополия, когда, например, в отрасли и покупатель один, и продавец один;
- — ограниченная монополия, когда продавец один, а покупателей несколько (монополия предложения) или, наоборот, покупатель один, а продавцов несколько (монополия спроса — ограниченная монопсония);
- — монопсония (монополия спроса) бывает чистой (абсолютной), когда на рынке один покупатель и много продавцов (госзакупки зерна), и ограниченной, когда на рынке один покупатель и несколько продавцов;
- — олигополия в разных формах: олигополия спроса, когда на рынке несколько покупателей и много продавцов; олигополия предложения, когда на рынке много покупателей и несколько продавцов; двусторонняя олигополия, когда на рынке несколько и покупателей, и продавцов.
Таким образом, монополизация производства и рынка может проявляться: 1) в минимальной степени, когда на рынке господствует условно 10—20 фирм (монопольный рынок); 2) в средней степени, когда на рынке господствует от 2 до 10 фирм, что зависит от масштабов отрасли или страны (олигопольный рынок); 3) в максимальной степени, когда на рынке господствует одна фирма (рынок чистой или абсолютной монополии).
- 2. По формам собственности монополии бывают частными, групповыми, государственными, международными. Государственная монополия признается наиболее полезной для общества, так как она в какой-то мере реализует интересы всех, включая трудящихся, занятых в частных монополиях (передающих свои социальные проблемы государству), способна ограничивать деятельность других внутренних и внешних монополий.
- 3. По характеру и причинам образования:
- — естественные монополии — концентрация в руках частных лиц или государства производства, купли или продажи всех или значительной части отдельного вида благ (участки земли, редкие металлы, камни и т. п.). Государственными естественными монополиями являются ВПК, другие отрасли и сферы, имеющие для страны стратегическое значение;
- — защищенные от конкуренции (легальные) монополии, которые обладают особыми торговыми знаками, патентами, авторскими правами;
- — искусственные монополии (объединения предприятий преимущественно путем тайного сговора), выросшие в конце XIX в. из свободной конкуренции на основе концентрации и централизации капитала.
Организационными формами искусственных монополий являются:
- — картели — соглашения между самостоятельными фирмами одной отрасли о ценах, рынках сбыта, квотах в совокупном производстве и т. п.;
- — синдикаты — более высокая ступень монополизации, когда фирмы объединяют коммерческую деятельность, создавая единые структуры сбыта, но сохраняют производственную и юридическую самостоятельность;
- — тресты — высшая форма монополизации, при которой фирмы полностью объединяют производство, финансы, сбыт своей продукции, лишаясь своей производственной и коммерческой самостоятельности, но оставаясь формально юридически самостоятельными;
- — концерны — крупнейшие многоотраслевые диверсифицированные корпорации, объединяющие десятки и сотни фирм, научных и учебных центров, испытательных полигонов и т. п. разных сфер, часто разных стран, сочетающие жесткий внутренний финансовый контроль с относительной хозяйственной самостоятельностью входящих в концерн предприятий;
- — конгломераты — это объединения, создающиеся, как правило, путем поглощения множества мелких и средних технологически не связанных между собой фирм промышленности, финансов, сферы услуг и др. Главная их цель — максимизация прибыли путем спекулятивных или конъюнктурных действий на условиях широкой автономии деятельности, децентрализованного управления, но при едином финансовом контроле. Конгломераты недолговечны, распадаясь, они преобразуются в концерны.
С появлением монополий рынок совершенной конкуренции перерос в разной степени монополизированный рынок, на котором неизбежно в такой же степени проявляется рыночная власть. Рыночная власть — это способность субъекта рынка (продавца или покупателя) с учетом степени эластичности спроса или взаимозаменяемости товаров влиять на рыночную цену благодаря высокой доле в предложении или в спросе, сговору и т. п.
В 1934 г. экономист А. Лернер предложил метод определения степени рыночной власти фирмы (I — показатель монопольной власти, коэффициент Лернера) путем отношения превышения цены фирмы (Р) над ее предельными издержками (МС) к цене фирмы: L = (Р — МС)/Р.
Чем выше L (чем больше разница между ценой продажи и предельными издержками фирмы), тем больше власть фирмы в своем секторе рынка. Степень рыночной власти может быть от нулевой (на рынке чистой конкуренции) до близкой к единице (на рынке чистой монополии).
Для оценки степени монополизации отрасли используется индекс Херфиндаля — Хиршмана (HHI, англ. Herfindahl — Hirschman index), который вычисляется как сумма квадратов долей производства или продаж каждой фирмы в соответствующей отрасли по следующей формуле:
где Sj, Sf"• • •, Sn — убывающие процентные доли продаж фирм в отрасли.
Если отрасль состоит из одной фирмы (чистая монополия), то HHI = = 10 000. Для двух фирм с равными долями HHI = 502 + 502 = 5000, для 100 фирм с долей в 1% Я = 100. Индекс реагирует на рыночную долю каждой фирмы в отрасли и увеличивается по мере роста концентрации.
НШ показывает, какое место на данном рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями. По значениям коэффициентов концентрации (CR) и индексов Херфиндаля — Хиршмана выделяют три типа рынка:
I тип — высококонцентрированный:
— при 70% < CR < 100%; 1800 < HHI < 10 000.
Другими словами, рынок является высококонцентрированным, если коэффициент концентрации больше 70%, но меньше 100%, а индекс Херфиндаля — Хиршмана больше 1800, но меньше 10 000.
II тип — умеренно концентрированный:
— при 45% 70%; 1000 < HHI < 1800.
Другими словами, рынок является умеренно концентрированным, если на данном рынке коэффициент концентрации больше 45%, но меньше 70%, а индекс Херфиндаля — Хиршмана больше 1000, но меньше 1800.
III тип — низкоконцентрированный:
— при CR < 45%; HHI < 1000.
То есть рынок является низкоконцентрированным, если на нем коэффициент концентрации < 45%, а индекс Херфиндаля — Хиршмана < 1000.
С появлением монополий конкуренция не исчезает (см. подпараграф 8.5.1).