Методические рекомендации по развитию взаимодействия детей и взрослых в образовательном процессе ДОУ
С целью диагностики уровня сотрудничества детей и взрослых в общеобразовательном процессе в МДОУ д/с «Родничок» было проведено экспериментально-опытная работа. В эксперименте участвовали 19 детей старшего дошкольного возраста, их родители и два воспитателя старшей группы. Информационно-коммуникативные: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными… Читать ещё >
Методические рекомендации по развитию взаимодействия детей и взрослых в образовательном процессе ДОУ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду — образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте.
Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ, для чего необходимо создать следующие условия:
- 1. Социально-правовые: построение всей работы должно основываться на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон.
- 2. Информационно-коммуникативные: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ и т. д.
- 3. Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнюю перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для сотрудников и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов-планов-программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка.
- 4. Потребностно-стимулирующие: взаимодействие ДОУ и семьи будет конструктивным, если оно опирается на результаты изучения:
- * потребностей и интересов семей;
- * категорий семей;
- * стилей семейного воспитания;
- * ребенка во всех его сферах развития;
- * рейтинга проводимых в ДОУ форм взаимодействия с семьей, позволяющего своевременно корректировать их содержание и структуру проведения. Только в этом случае ДОУ сможет оказать своевременную социально-психолого-медико-педагогическую поддержку семье и ребенку.
Обеспечение постоянной готовности ДОУ к участию родителей в образовательном пространстве через проведение конкретных мероприятий.
Мероприятия, направленные на повышение статуса:
- — ребенка в глазах педагогов и родителей;
- — педагогов в глазах родителей;
- — специалистов ДОУ в глазах педагогов и родителей;
- — родителей в глазах педагогов и ребенка (для этого необходимо научить каждого педагога и специалиста взаимодействовать с родителями и детьми, помочь осознанию значимости каждого субъекта).
Мероприятия, направленные на построение, функционирование и развитие детско-взрослого взаимодействия, которое предполагает наличие:
- — правил сотрудничества: взрослый — взрослый (культура общения, права, обязанности, ответственность). Взрослый — ребенок (как демонстрировать свое уважение к детям и т. д.). Ребенок — ребенок (правила разрабатывают сами дети, в младшем дошкольном возрасте по инициативе взрослого);
- — заповедей («Успех одного — радость для всех»; «Что не доделает один — доделаем вместе»; «Все, что мы делаем, — мы делаем ради ребенка» и т. д.), которые объединяют и стимулируют всех на выполнение общей цели;
- — традиций (сентябрьские встречи, поздравления семей с рождением ребенка, день семьи, день рождения группы и т. д.);
- — регулярных акций (книжкина неделя, неделя вежливости и т. д.), где учитывается приоритет интегративных форм сотрудничества, предусмотрено участие всех участников образовательного процесса, а главное формируется потребность друг в друге.
Мероприятия, направленные на формирование партнерских отношений на основе обмена не только хорошей и приятной информацией с родителями, но и неприятной. Главное при этом — подача этой информации: гарантировать конфиденциальность, уважение к родителям и ребенку, педагогический такт. Необходимо помнить правило: насколько ДОУ будет открытым и доступным для любой информации, интересующей родителей, в такой мере и семья будет проявлять готовность к открытости и доверительности отношений с педагогами и специалистами ДОУ.
Мероприятия, направленные на уравнивание родителей и ДОУ в правах. Родителям необходимо предоставить право:
- — на эмоциональную оценку деятельности педагогов ДОУ;
- — участие в роли экспертов по определению качества работы ДОУ в целом. Это риск, а потому необходимо представлять инструментарий с учетом категорий семей. Например, различные виды анкет, вопросников;
- — изучение достижений ребенка (родители не всегда объективны в оценках, наша задача — обучить технологии проведения диагностики);
- — участие в управлении ДОУ (педсоветы, семейные советы, принятие решений и т. д.);
- — инициативу и успешность при этом обязательны гласность и доступность. Поощрение за любой вид участия (похвальный лист, благодарность в письменной и устной формах и т. д.).
Мероприятия, направленные на повышение социально-психологической культуры педагогов и родителей через:
- — освоение технологии взаимодействия с опорой на знание особенностей семьи и ребенка и осознанного понимания того, что ДОУ «служит» семье, а семья «следует» советам специалистов и педагогов ДОУ;
- — изучение профессиональных затруднений педагогов в общении с родителями и родителей в общении с педагогами;
- — обеспечение действенности, полезности, целесообразности, адекватности запросам родителей наглядной информации.
Выход на индивидуальные формы сотрудничества:
— разработка программ совместных действий ДОУ и семьи по обеспечению развития ребенка в различных сферах, например по оздоровлению, по подготовке к школе и т. д. В этих программах обозначены ключевые позиции взаимодействия, мера ответственности сторон, ожидаемые результаты и сравнение с фактическими данными.
Выводы по второй главе.
С целью диагностики уровня сотрудничества детей и взрослых в общеобразовательном процессе в МДОУ д/с «Родничок» было проведено экспериментально-опытная работа. В эксперименте участвовали 19 детей старшего дошкольного возраста, их родители и два воспитателя старшей группы.
Результаты анализа документации воспитателей старшей группы показали, что воспитательная деятельность педагогов направлена на развитие взаимодействияо детей и взрослых. Анализ результатов наблюдения за поведением детей на занятиях и в режимных моментах привели к следующим выводам: У детей старшей группы уровень развития взаимодействия с взрослыми на среднем уровне. Дети не всегда охотно выполняют поручения воспитателей (32%), иногда даже игнорируют просьбу воспитателей (16%). Больше половины детей не хотят вмешательства взрослого в их игровую деятельность. Некоторые дети вступают в конфликтные отношения с взрослыми. Результаты эмпирического исследования привели к необходимости разработки методических рекомендаций по развитию сотрудничества детей и взрослых в образовательном процессе ДОУ.