Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия
Представленная модель инновационной стратегии предприятия связана с рассмотрением четырех ключевых факторов (рисунок 2). Преимущества и слабости предприятия заключаются в структуре активов предприятия, укомплектованность по сравнению с конкурентами. Они определяют внутренние ограничения, накладываемые на возможности выбора успешно реализуемой стратегии. Внешние ограничения предприятия… Читать ещё >
Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Инновационная деятельность предприятия проявляется, прежде всего, в выработке и реализации инновационной стратегии и инновационной политики.
Инновационная стратегия — это система целей долговременного развития предприятия и мер по их достижению на основе инноваций. Она может быть агрессивной и оборонительной. Под агрессивностью понимается степень перемен, обеспечиваемых инновациями, скорость их внедрения и частота сменяемости. Под оборонительной стратегией понимается внедрение инноваций по необходимости, в порядке следования за лидером. Наибольшее повышение конкурентоспособности продукции и предприятия обеспечивает агрессивная стратегия.
Также различают новаторскую, имитационную и венчурную стратегии. Новаторская стратегия направлена на обеспечение высокой конкурентоспособности продукции путём самостоятельной разработки и внедрения инноваций большой степени радикальности с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла инновации. Эта стратегия связана с различными рисками, основными из которых являются:
- 1) инновационный риск, определяемый ошибочностью идеи инновации, недостижением предполагаемого результата, моральным старением инноваций, особенно радикальных;
- 2) технологический риск, связан с тем, что даже при успешном испытании инновация может быть неэффективной в производстве вследствие увеличения периода освоения, неточности в оценке ожидаемых затрат и т. д.;
- 3) коммерческий риск — связан с неопределённостью результатов больших затрат на маркетинг продукта радикальной инновации вследствие конкуренции, а также действия других рыночных факторов;
- 4) финансовый риск — связан с возможностью ошибок в оценке единовременных затрат (инвестиций) и будущих доходов; он аккумулирует в себе все вышеперечисленные виды рисков и другие риски (политический, страновой и т. д.).
Имитационная стратегия направлена на использование уже известных продуктовых, технологических и других инноваций с незначительным их усовершенствованием. Она предусматривает разработку с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла инновации, за исключением этапов НИОКР, конструкторской и технологической подготовки (начинается с разработки проекта и строительства). При данном виде стратегии значительно снижаются технологический, коммерческий, инновационный и финансовый риски, что обусловливает широкое её использование в мировой практике.
Венчурная стратегия предполагает использование предприятием инновационных разработок венчурных предприятий. Венчурные предприятия занимаются разработкой инноваций в быстро развивающихся отраслях промышленности, охватывая стадию разработки (НИОКР, подготовка конструкторской, технологической и проектной документации) и фазу внедрения (классический венчур). Эти предприятия могут также сопровождать разработанную инновацию в производстве на предприятии-потребителе (венчур сопровождения). В первом случае (классический венчур) венчурное предприятие несёт весь инновационный риск, а во втором (венчур сопровождения) — также часть технологического риска. Поэтому предприятия, использующие венчурную стратегию, связаны с меньшими рисками по сравнению с другими стратегиями.
В теории не существует классического подхода к формулированию инновационной стратегии, потому что на наш взгляд для четкой формулировки принципов разработки инновационной стратегии необходимо выяснить тип производства промышленности направления инновационной деятельности предприятия, цели, средства и действия предприятия для достижения результатов 8.
РИСУНОК 2. Модель инновационной стратегии развития предприятия
Элементы внутренней среды. | |
преимущества. | слабости. |
Маркетинг, производственная специализация, исследования и разработки, финансы и контроль, торговая марка и позиционирование, сбыт инновационной продукции. | |
Инновационная. стратегия. | |
возможности. | угрозы. |
Целевые рынки, экономическая ситуация, конкуренция, потребности покупателей на рынке, конкурентоспособность, оптовые и розничные каналы сбыта. | |
Элементы внешней среды. |
Представленная модель инновационной стратегии предприятия связана с рассмотрением четырех ключевых факторов (рисунок 2). Преимущества и слабости предприятия заключаются в структуре активов предприятия, укомплектованность по сравнению с конкурентами. Они определяют внутренние ограничения, накладываемые на возможности выбора успешно реализуемой стратегии. Внешние ограничения предприятия определяются ее производственной направленностью и более широким окружением. Возможности и угрозы в производстве хлебопродуктов, характеризуют конкурентную среду, свойственные ей риски и потенциальные выгоды.
В рыночных условиях хозяйствования инновационная, инвестиционная, производственная и другие виды деятельности предприятий сопряжены с принятием рисковых решений, связанных с неясностью и недостоверностью большого количества обстоятельств их осуществления. Уровень риска инновационной деятельности определяется величиной возможных потерь в материально-вещественной форме или в денежном выражении. Факторы риска подлежат обязательной оценке в расчетах, связанных с анализом эффективности инновационных проектов, внедрение которых является неотъемлемой частью инновационной стратегии предприятия.
Эффективность управления рисками в процессе инновационной деятельности во многом определяется соответствующей характеристикой их разновидностей. Благодаря характеристике инновационных рисков, смогут появиться наиболее благоприятные возможности для экономически обоснованного выбора оптимального проекта, и направления по корректировке соответствующей стратегии инновационного развития предприятия.
Практическая эффективность стратегии инновационного развития зависит от правильной оценки и анализа внешних факторов, повлиять на которые предприятие сразу не сможет, а также изменение внутренних факторов (рисунок 3).
Внешняя среда. | |
Внутренняя среда. | |
Конъюнктура рынка. | Спрос на продукты. |
Стратегия инновационного развития предприятия. | |
Производство. | |
Развитие отраслей промышленности. |
РИСУНОК 3. Факторы, влияющие на выбор стратегии инновационного развития предприятия
Внешними ограничениями могут выступать законодательные органы, инфляция, конкуренты, изменение экономической конъюнктуры и уровня дохода населения и многое другое. Внутренними ограничениями могут быть принципы, цель, миссия предприятия, уровень издержек, производственные мощности, состояние маркетинга и управленческого потенциала, научно-техническое состояние производства и тому подобное.
Таким образом, эффективное развитие предприятий хлебобулочного производства не представляется возможным без формирования стратегии инновационного развития, определяющей инновационную деятельность предприятия.
Инновационная стратегия предприятия реализуется инновационной политикой. Инновационная политика предприятия представляет собой определение целей инновационной стратегии и создание механизма поддержки приоритетных программ и проектов предприятия.
При разработке инновационной политики могут использоваться два подхода:
- 1. Целью инноваций является получение значительной прибыли на определённом отрезке времени за счет «пионерства» в какой-либо области. При этом внедрение инновации и её последующее распространение связывается с возможностью значительного снижения себестоимости и роста спроса на продукцию.
- 2. Целью внедрения является завоевание (закрепление) небольшого сегмента рынка с минимальной прибылью с последующим увеличением доли на рынке и прибыли.
При разработке инновационной политики затрагиваются следующие области деятельности:
- — исследования и разработки (поисковые, фундаментальные, прикладные исследования, ОКР, опытное производство и распространение инноваций);
- — повышение качества и сертификация продукции;
- — обновление производственной базы (техническое перевооружение);
- — создание, поддержание и развитие научно-технологического потенциала предприятия;
- — освоение рынка инноваций (разработка мероприятий, связанных с маркетинговой политикой).
При формировании инновационной политики инновация рассматривается с двух позиций:
- 1. Наличие новых значимых технических решений, способных обеспечить рыночный успех;
- 2. Наличие специфических потребительских свойств (внешний вид, форма и т. д.), способных обеспечить успех при отсутствии значимых технологических решений.
Целью инновационной политики является создание условий для обеспечения эффективной деятельности предприятия на основе повышения его конкурентоспособности и конкурентоспособности продукции.
Для обеспечения высокой эффективности инновационной политики при её проведении должны соблюдаться следующие принципы:
- — целенаправленность, т. е. ориентация на достижение стратегических и тактических целей предприятия;
- — приоритетность — выбор важнейших направлений деятельности в настоящее время с учётом возможностей предприятия;
- — альтернативность проектных решений — разработка различных вариантов и выбор наилучшего из них;
- — комплексность — охват инновациями смежных сфер деятельности;
- — обоснованность — обоснование научно-технического, социального, экологического, экономического эффектов с учётом факторов внешней среды;
- — адаптивность — корректировка плана проведения инновационной политики и отдельных проектов в связи с изменением факторов внешней среды.
Инновационная политика формируется и корректируется под влиянием различных факторов внешней и внутренней среды предприятия.
Внешняя среда — это совокупность хозяйствующих субъектов и движущих сил, оказывающих влияние посредством факторов макросреды, подразделяемых на факторы прямого и косвенного влияния.
Факторы прямого влияния включают законы, учреждения государственного регулирования, поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов, торговых, транспортных посредников. К факторам косвенного влияния относятся состояние национальной экономики страны, НТП, политические, демографические, социальные факторы.
Внутренняя среда — это совокупность субъектов и движущих сил предприятия, позволяющих установить успешные взаимоотношения с поставщиками ресурсов и потребителями продукции. К факторам внутренней среды, оказывающим влияние на проведение инновационной политики, относятся:
- — материало-, энергои фондоёмкость производства;
- — технический уровень, наукоёмкость производства, состояние научно-технического потенциала;
- — степень износа основных фондов и т. д.
Основными факторами, способствующими реализации инновационной политики предприятия, являются:
- — наличие резервов финансовых и материально-технических ресурсов на предприятии;
- — высокий уровень научно-технологического потенциала предприятия;
- — наличии на предприятии системы управления качеством на основе международных стандартов ISO;
- — наличие системы материального и морального стимулирования инновационной деятельности;
- — наличие оптимальной законодательно базы и государственная поддержка проведения инновационной политики.
Повышение конкурентоспособности продукции вследствие проведения мероприятий инновационной политики можно охарактеризовать с помощью следующих показателей:
- 1. Уровень технологического развития (отношение объёма продукции, произведенной по отдельным видам технологий (по высоким, новым, традиционным) к общему объёму реализованной продукции);
- 2. Уровень экспортной ориентации (отношение объёма продукции, реализованной на отдельных сегментах рынка (на мировом, внутреннем) к общему объёму реализованной продукции);
- 3. Уровень сертификации (отношение объёма продукции, произведенной по технологиям, сертифицированным по международным стандартам ISO, к общему объёму произведенной продукции);
- 4. Уровень обновления (отношение объёма новой продукции, освоенной в производстве, к общему объёму произведенной продукции).
Помимо инновационной политики предприятия, существует государственная инновационная политика, являющаяся частью государственной социально-экономической политики. Она определяет цели инновационной стратегии, механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов и является фундаментом для проведения инновационной политики предприятия.
Формирование и реализация инновационной политики основываются на создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны. Благодаря использованию новых информационных технологий этими потенциалами могут воспользоваться как малые, так и крупные организации всех форм собственности. Инновационная политика — мощный рычаг, с помощью которого можно регулировать циклические спады в экономике, обеспечить её структурную перестройку и заполнить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.