Трудовая деятельность детей дошкольного возраста
Ручной труд направлен на изготовление предметов, игрушек, атрибутов для игр из разнообразных материалов (картон, бумага, дерево, природные материалы, обрезки ткани и др.). Манипулируя с материалами и выполняя действия различными инструментами, дети запоминают признаки, свойства, качества предметов, планируют последовательность действий, которые в дальнейшем закрепляются в речи дошкольников… Читать ещё >
Трудовая деятельность детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Большое значение для развития связной речи детей с общим недоразвитием речи имеет трудовая деятельность.
Трудовое воспитание дошкольников является одним из основных направлений развития в педагогическом процессе детского сада, в связи с чем, в настоящее время разработано его содержание.
О влиянии трудовой деятельности на всестороннее развитие реб? нка говорили Блонский П. П., Крупская Н. К., Макаренко А. С., Сухомлинский, Шацкий С. Т. и др.
Н.К. Крупская говорила о том, что во время выполнения простейших и посильных трудовых умений и навыков, дети знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами, проявляются их личностные качества: активность, сообразительность, настойчивость, стремление достичь результата, а также формируется желание помочь взрослым.
Трудовая деятельность совместная деятельность воспитателя и детей, в процессе которой у детей развиваются трудовые умения, формируется ответственное отношение и психологическая готовность к труду.
Различают 4 вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно — бытовой труд, труд в природе и ручной труд. На разных возрастных этапах они оказывают различное педагогическое воздействие на детей, решают определ? нные воспитательные задачи.
Труд по самообслуживанию является жизненной необходимостью и направлен на уход за собой: умывание, расч? сывание, одевание, раздевание и т. д. Навыки самообслуживания осознаются детьми как обязанность и прочно усваиваются в силу ежедневной повторяемости.
Хозяйственно — бытовой направлен на поддержание порядка и чистоты в группе, на участке, помощь воспитателям во время организации режимных моментов. В процессе данного вида труда детьми расширяется и усваивается бытовой словарь, развивается диалогическая форма речи, а также воспитывается культура речевого поведения.
Труд в пр ироде является деятельностью, в процессе которой дети знакомятся с миром растений, животных, насекомых, ухаживают за ними, выращивают растения в уголке природы, на огороде, в цветнике. В ходе этого труда мы формируем бережное отношение ко всему живому, любовь к родной природе. Труд в природе является не только способом обогащения и систематизации знаний о природе, но и средством обогащения языка дошкольников.
Ручной труд направлен на изготовление предметов, игрушек, атрибутов для игр из разнообразных материалов (картон, бумага, дерево, природные материалы, обрезки ткани и др.). Манипулируя с материалами и выполняя действия различными инструментами, дети запоминают признаки, свойства, качества предметов, планируют последовательность действий, которые в дальнейшем закрепляются в речи дошкольников.
Ручной труд оказывает влияние на развитие конструктивных способностей, творчество, фантазию, воображение детей.
Одной из задач трудовой деятельности является воспитание нравственно волевых, личностных и эстетических качеств: усидчивость, ответственность, настойчивость, взаимопомощь, поддержка, желание помочь другому, отзывчивость, аккуратность при выполнении действий, радость при виде чистоты. Методами е? решения являются совместная деятельность детей, детей и взрослых, беседы, проблемные ситуации и логические задачи, общение в процессе труда и др.
По итогам труда всегда есть результат, не только воплощение, но и моральное содержание: реб? нок видит, что ему благодарны за помощь, что его действия кому-то приятны. Это эмоциональное подкрепление результата составляет основную педагогическую ценность труда.
Труд влияет на физическое развитие детей, ведь многие трудовые действия выполняются на свежем воздухе, тренируется выносливость, сила, ловкость, гибкость.
Трудовая деятельность влияет на умственное развитие дошкольников: продолжает формироваться сообразительность, инициативность, наблюдательность, сосредоточенность, в процессе труда дети анализируют, сравнивают предметы и явления, познают их свойства, обобщают полученные результаты. Также происходит знакомство с профессиями, орудиями труда, инструментами, формируются навыки работы с ними.
Важнейшую роль в трудовом развитии играет семейное воспитание. Родители должны подавать пример, создавать благоприятные условия для труда, чтобы дети помогали им, выполняя доступные им поручения.
Нельзя не отметить, что трудовое воспитание влияет и на развитие речи дошкольников. В ходе выполнения трудовых поручений и действий обогащается словарный состав речи. Развиваются и совершенствуются навыки пользования самостоятельной активной речью: реб? нок строит фразы, с удовольствием делится информацией о том, что он сделал, для чего, и подводит итог труда.
В процессе труда важно привлечь внимание детей к речи взрослых, чтобы дети слушали объяснение задания до конца и только потом приступали к действиям. Также педагог комментирует действия детей, рассказывая о предметах и явлениях, с которыми действует реб? нок.
Благоприятным средством развития речевого общения являются беседы во время режимных моментов, когда дети одеваются на прогулку, когда происходит наблюдение за объектами природы, дежурства, экскурсии. Для развития связной речи необходима правильная организация наблюдения за трудом взрослых на прогулках и экскурсиях. Важно научить детей активно пользоваться речью в процессе выполняемых трудовых действий, отвечать на вопросы, используя развернутый ответ, а также уметь рассказывать о предстоящей деятельности.
Немало важно то, как дети располагаются и ведут себя в момент общения: они обязательно должны видеть и слышать друг друга, вслушиваться в речь взрослых и товарищей, отвечать на заданные вопросы и слушать ответы других детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что трудовое воспитание, а именно, трудовая деятельность, ознакомление с трудом взрослых, влияет на развитие речи: развивается связная речь детей, пополняется и активизируется словарь ребенка; формируется правильное произношение отдельных слов.