Взаимодействие власти и крупного бизнеса
Корпоративное управление, которому на Западе в настоящее время уделяется все больше и больше внимания, всегда оставалось проблемой для российских компаний. Те компании, которые развиваются в соответствии с международными принципами корпоративного управления, значительно увеличивают свою стоимость и инвестиционную привлекательность. Конечно, абсолютных стандартов корпоративного управления… Читать ещё >
Взаимодействие власти и крупного бизнеса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В эволюции взаимоотношений власти и бизнеса в России прослеживается определенная закономерность, в соответствии с которой этапы сближения субъектов взаимодействия чередуются с этапами их взаимного удаления [10, с.56]. Анализ взаимоотношений власти и крупных компаний выделяет два смежных вопроса: получение прибыли субъектами, действующими на стороне бизнеса и государства, и реализация промышленной политики. Спрос со стороны отечественного бизнеса на государственную поддержку обусловлен растущей глобальной конкуренцией. Органы же государственной власти, в свою очередь, заинтересованы в развитии крупного бизнеса, поскольку он обеспечивает рост экономики и, соответственно, способствует повышению уровня жизни населения. На сегодняшний день становится ясно, что бизнес должен участвовать во внедрении инновационных образовательных программ, востребованных на рынке, и в формировании схемы эффективного взаимодействия бизнеса и образования.
Рассматривая отношения государства и российских компаний, необходимо учитывать историю создания активов, которыми располагают компании. Большая часть их возникла в условиях административной системы, где решения принимались исходя из критериев эффективности, свойственной этой системе. Предприятия создавались как часть «единой фабрики», поэтому российская переходная экономика унаследовала от командного периода — безальтернативность поставщика и покупателя — фактически двухстороннюю монополию как типичную структуру рынка[28,с.125].
Необходимость формирования и развития крупного бизнеса для переходной экономики осознается почти во всех правительственных кругах [21,с.35].
Регулирование взаимоотношений государства и крупных компаний включает в себя создание законодательной и информационной базы функционирования крупных компаний, эффективный контроль за их деятельностью. Целеполагание означает формирование целевых программ и определение перечня госзаказа, выработку приоритетов развития. Создание законодательных основ предполагает обеспечение условий для организации и развития таких компаний, а также разработку методов государственного стимулирования, приводящих к образованию механизма договорных отношений между правительством и крупным бизнесом[10,с.216].
На основе изучения природы крупных компаний можно предложить следующие направления корректировки российской системы государственного регулирования. Прежде всего, необходима четкая постановка государством долгосрочных и краткосрочных целей и задач корпораций применительно к каждой отрасли.
Следующий вид контроля осуществляется путем обследования официальной отчетности, путем аудиторских проверок, через введение в состав советов управляющих представителей исполнительной власти.
Фактором повышения интеграционной активности является возможность оказания крупным компаниям трех видов государственной поддержки:
- — передача группе (участнику) в доверительное управление временно закрепленных за государством пакетов акций предприятий-участников бизнес-групп;
- — зачет задолженности предприятия, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем инвестиций, предусмотренных условиями инвестиционного конкурса (торга) для компании-покупателя;
- — предоставление государственных гарантий для привлечения различного вида инвестиционных ресурсов, в том числе с использованием механизма залога[3,с.21].
Главное при поддержке развития крупных компаний — это способствование росту эффективности производства и развитию конкуренции, но именно достижение этих целей весьма затруднено из-за несоответствия продукции ряда отраслей рыночной конъюнктуре. Одним из путей решения данной проблемы является согласование межгосударственной промышленной политики, использующей цивилизованные формы промышленной интеграции и построенной на новой системе интеграционных связей.
Стоит отметить, что от эффективности деятельности крупных компаний зависит и работа государства. Помимо этого, учитывая реалии современной экономики России, ни в коем случае нельзя отводить на второй план возможно крупного бизнеса, который реально может приносить пользу также малому и среднему бизнесу и регионам.
Корпоративное управление, которому на Западе в настоящее время уделяется все больше и больше внимания, всегда оставалось проблемой для российских компаний. Те компании, которые развиваются в соответствии с международными принципами корпоративного управления, значительно увеличивают свою стоимость и инвестиционную привлекательность. Конечно, абсолютных стандартов корпоративного управления не существует. Главное, чтобы компании имели желание установить соответствующую мировым нормам линию поведения в отношении проблем, связанных с отношениями между менеджментом, акционерами, а также заинтересованными лицами, экологией, ведением бухгалтерского учета, охраной труда и техникой безопасности.
Таким образом, российские компании занимают ведущее место в развитии современной экономики России. В целях своего дальнейшего развития и, соответственно, развития страны и регионов крупным компаниям необходимо находить новые рынки сбыта своей продукции, добиваться признания на Западе, переходя на международные стандарты ведения бизнеса и, конечно, стабильности в налоговом законодательстве. Здесь интересы рассматриваемых нами субъектов — государства и крупного бизнеса — совпадают, поэтому в целях взаимовыгодного сотрудничества властям следует выстраивать отношения с такими структурами в рамках социального партнерства. Только крупный бизнес совместно с государством может взять на себя бремя и риски экономического развития.
Региональная политика по поддержке модернизации в частном секторе должна быть адресной для малого, среднего и крупного бизнеса. С точки зрения страны и воплощения в жизнь Стратегии-2020 важно, чтобы бизнес, вне зависимости от его размеров, был ориентирован на развитие инноваций. Это может быть либерализация налоговой и таможенной политики, особенно в отношении высокотехнологичных секторов экономики с высокой добавленной стоимостью, снижение издержек, связанных с доступом к инфраструктуре, обеспечение производств высококвалифицированными кадрами[18,с.12].
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации прозвучал сигнал крупному бизнесу, который до сих пор не проявлял социальной ответственности за инновационное развитие российской экономики. Дмитрий Медведев подчеркнул, что «крупные компании должны участвовать в формировании предварительного заказа» на результаты перспективных исследований. По нашим новым традициям это означает, что если бизнес не отвечает на запросы общества, то власть вправе вменить ему это в обязанность[13].
Президент и бизнес по-разному смотрят на выход из кризиса. Дмитрия Медведева заботят правовые вопросы, которые через 10−15 лет определят развитие экономики. Бизнесменов же волнует ближайшее будущее, например повышение налогов.
«Вы часто, особенно в тот период, когда было более или менее все спокойно, делали вложения в иностранный бизнес, передовые иностранные компании — промышленные, финансовые, торговые, медийные, даже спортивные. И в общем это неплохо», — заявил президент Дмитрий Медведев на традиционной встрече с бизнесменами. Но «и государство, и российское общество вправе ожидать такой же активности и на внутреннем рынке», подчеркнул президент: деньги, зарабатываемые внутри страны, должны инвестироваться в отечественную экономику[6].
Итак, вопрос о социальной ответственности бизнеса: от частных случаев благотворительности до долгосрочных социальных программ инвенстирования в будущее российского общества — это, прежде всего, финансовая поддержка проектов и программ в социальной сфере, науке, образовании, культуре, искусстве. Зачастую эти проекты и программы далеко выходят за рамки сферы непосредственной деятельности коммерческих, промышленных, торговых фирм. Корпоративные PR-подразделения должны сыграть в этом взаимодействии важную роль, а со своей стороны, культурный сектор тоже должен уделять внимание разработке аргументации и обогащению коммуникативного языка для взаимодействия с бизнесом, осуществлению собственных PR-программ, демонстрирующих значимость культуры в контексте развития российского общества.
Таким образом, проблемы организации и совершенствования взаимодействия органов государственной власти и представителей бизнеса особенно актуальны в складывающейся на сегодняшний день экономической ситуации в России. Все больше осознается необходимость конструктивного диалога между крупным бизнесом, государством и обществом. Это реакция на растущие сегодня требования, предъявляемые к бизнесу.