Особенности бюджетирования в коммерческом банке
Бюджетирование — это процесс составления и исполнения бюджета — документа, содержащего инструкции по формированию, распределению и расходованию ограниченных ресурсов организации. Практика показывает, что у многих российских банков имеется довольно-таки расплывчатое представление о целях бюджетирования и о форме бюджета. Построить эффективную систему бюджетирования у таких организаций шансы весьма… Читать ещё >
Особенности бюджетирования в коммерческом банке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Бюджетирование — это процесс составления и исполнения бюджета — документа, содержащего инструкции по формированию, распределению и расходованию ограниченных ресурсов организации. [8] Практика показывает, что у многих российских банков имеется довольно-таки расплывчатое представление о целях бюджетирования и о форме бюджета. Построить эффективную систему бюджетирования у таких организаций шансы весьма сомнительные. Уже в самом начале процесса возникают трудности — при определении такого ключевого понятия, как бюджет. Многие банковские специалисты полагают, что в бюджете должны отражаться исключительно расходы организации, которые были запланированы на определенный период. При этом такая важная часть, как формирование ресурсов, а прежде всего доходная составляющая, либо анализируется иными управленческими структурами независимо от расходной части либо вообще исключается из рассмотрения. [10].
Подобный подход отчасти можно определить традициями, которые берут свое начало еще из государственных организаций, где прибыль либо не являлась одной из основных целей деятельности либо отсутствовала как объект анализа. В этом случае было логично сконцентрировать внимание на контроле за расходами по различным проектам. Но насколько данная система применима к банку, работающему в современных российских условиях? Неоспоримыми ее преимуществами являются относительная простота использования, а главное внедрения. Многие расходы, в отличие от доходов, например, на заработную плату, могут быть жестко заданы на основе решения управляющего органа кредитной организации. [6] В целом процесс бюджетирования упрощается — для его проведения не требуется привлечения высококвалифицированных маркетологов, аналитиков и других специалистов, а процедура согласования бюджета с ответственными лицами подразделений банка становится существенно короче. Такой способ вероятно использовать в небольшом банке, если она имеет мало филиалов и не может позволить себе штат специалистов, который занимается экономическим анализом. [3].
Если же посмотреть с обратной стороны, то за подобную экономию средств расплачиваться приходится многими недостатками этого подхода. Если же планирование доходной части бюджета отсутствует, то невозможно дать обоснованную и четкую установку целей банка по увеличению доходности. Более того, если расходы банка не увязаны в единую модель с соответствующими доходами, полноценным их анализ быть не может.
Например, увеличение объема предоставляемых банком услуг — конечная цель расходов на рекламу, а эффективность использования рекламного бюджета невозможно ни запланировать, ни подсчитать, если отсутствует конкретный план по различным его статьям, которые связаны с рекламой. Не должно становиться самоцелью даже привлечение денежных средств, потому что за ним стоит основная задача — обеспечение банка более необходимыми и более дешевыми ресурсами для дальнейших вложений. Во многих кредитных учреждениях несмотря на все это, и по сей день применяется упрощенная модель планирования бюджета. Чтобы повысить качество уже существующих процедур или более того разработать высокоэффективную систему бюджетирования, требуется создать модель деятельности банковской организации, которая позволит производить единый комплексный анализ доходов и расходов и, сформировать в конечном итоге, всесторонний и непротиворечивый бюджет банка на заданный период.