Сфера услуг.
Основные понятия
Существует два понятия услуги, первое — это частное, то есть действия по отношению к другому человеку, направленные на удовлетворения его потребностей. Второе понятие рассматривается уже в контексте экономической теории. По этой теории услуга это всевозможные блага, предоставляемые в форме деятельности, а так же товары, которые могут производиться, потребляться и передаваться в одно и тоже время… Читать ещё >
Сфера услуг. Основные понятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Каждый день выходя из дома мы начинаем соприкасаться с социальной средой, потребляя, производя, и конечно же пользуясь всевозможными услугами. Порой мы не можем потрогать или как-то материально ощутить услугу. Однако в нашем мире понятие услуга имеет широкий спектр определений. Одно из которых подразумевает, что услуга — целесообразная деятельность, результат которой выражается в полезном эффекте, способном удовлетворить ту или иную потребность человека, которая изначально может быть объектом спроса и предложения на рынке.
Услуга — целесообразная деятельность, результат которой выражается в полезном эффекте, способном удовлетворить ту или иную потребность человека, которая изначально может быть объектом спроса и предложения на рынке. Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материальной формы в явном виде.
Отличия услуг от товаров в материальной форме в том, что, во-первых, они невидимы;
во-вторых, не поддаются хранению;
в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту.
Этим обусловливаются особенности международной торговли услугами по сравнению с международной торговлей товарами.
Существует два вида услуг:
услуги, которые опосредуются вещно. Они связаны с потребительскими товарами (материальные);
услуги, не связанные с материальными продуктами. Их действие направлено на человека или на условия, в которых он находится, их производство неотделимо от потребления (нематериальные).
Специфической отраслью услуг является международный туризм.
К специфическим особенностям международной торговли услугами относятся:
- — регулирование внутри страны соответствующими положениями законодательства;
- — отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не выступает критерием ее экспорта;
- — услуги не хранятся, они производятся и одновременно потребляются;
- — производство и реализация услуг находятся под большей государственной защитой (в большинстве стран находятся в полной или частичной государственной собственности), чем сфера материального производства;
- — международная торговля услугами оказывает большое воздействие на торговлю товарами;
- — не все виды услуг в отличие от товаров могут быть предметом торговли (услуги для личного потребления).
В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материальной формы в явном виде. [1].
Отличия услуг от товаров в материальной форме в том, что, они невидимы;
не поддаются хранению;
производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту.
Огромное отличие услуги от остальных товаров выражается в том, что услуга не осязаема, то есть её нельзя потрогать, прикоснуться. Продавец может лишь описать преимущества, которые появляются в результате предоставления данной услуги. Трудность в работе с услугами и их потреблении это то что, она не может храниться во времени, и так же время производство услуги обычно совпадает с её потреблением. Оказать услугу можно только тогда, когда наступает заказ или появляется клиент.
Вследствии чего возникает следующая особенность услуги — непостоянство качества. Эту проблему можно избежать, лишь введя некие стандарты обслуживания. В международном понимании эти особенности услуги учитываются при разделении торговли товарами и услугами.
Существует два понятия услуги, первое — это частное, то есть действия по отношению к другому человеку, направленные на удовлетворения его потребностей. Второе понятие рассматривается уже в контексте экономической теории. По этой теории услуга это всевозможные блага, предоставляемые в форме деятельности, а так же товары, которые могут производиться, потребляться и передаваться в одно и тоже время. Для того, что бы разделить услуги их необходимо классифицировать.
В 1964 году учёный Стентон разделил услуги на следующие 10 групп:
- 1. услуги по предоставлению жилья;
- 2. обслуживание семей (ремонт жилища, уход за ландшафтом, уборка жилых помещений и др.);
- 3. отдых и развлечения;
- 4. индивидуальное санитарно-гигиеническое обслуживание (стирка, сухая чистка, косметические услуги и др.);
- 5. медицинские и другие услуги здравоохранения;
- 6. частное образование;
- 7. услуги в области бизнеса и другие профессиональные услуги (правовые, бухгалтерские, консультационные и др.);
- 8. страховые и финансовые услуги;
- 9. транспортные услуги;
- 10. услуги в области коммуникаций.
В настоящее время эта классификация претерпела некоторые изменения и теперь классификация услуг происходит по стандартам ООН, в которых услуги разделены на 160 различных видов и 12 основных разделов:
- 1. Деловые услуги — 46 отраслевых видов услуг.
- 2. Услуги связи — 25 видов.
- 3. Строительные и инжиниринговые услуги — 5 видов.
- 4. Дистрибьюторские услуги — 5 видов.
- 5. Общеобразовательные услуги — 5 видов.
- 6. Услуги по защите окружающей среды — 4 вида.
- 7. Финансовые услуги, включая страхование, — 17 видов.
- 8. Услуги по охране здоровья и социальные услуги — 4 вида.
- 9. Туризм и путешествия — 4 вида.
- 10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта — 5 видов.
- 11. Транспортные услуги — 33 вида.
- 12. Прочие услуги.
Одной из важнейших закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономики. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг.
По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, с быстрым ростом научно-технического прогресса, который ведет к нововведениям в жизни общества. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, транспортных, страховых и других видов услуг. Также услуги являются неотъемлемым составляющим торговли товарами (особенно технически сложными), так как сбыт товара требует все более развитой сети, которая состоит в основном из услуг, оказываемых во время реализации и услуг послепродажного обслуживания.
В условиях развития рыночных отношений, а также экономических и политических катаклизмов, происходящих в нашей стране, наблюдаются и существенные изменения в сфере услуг. При сложившихся кризисных обстоятельствах в России значительно возрастает объем услуг, специфически присущих рыночной экономике (банковских, финансовых, страховых, риэлтерских, юридических). Увеличился спектр услуг, связанных с управлением и содержанием органов государственной власти, а также правоохранительных органов. По мере интеграции экономики страны в мировое экономическое пространство происходит развитие импорта и экспорта услуг, появление принципиально новых технологических основ функционирования целого ряда услуг, в том числе информационных.
Происходит все большее расширение основ воспроизводства рыночных и нерыночных услуг. При этом рыночные услуги отвоевывают все более значительную для себя долю в общем объеме услуг.
По международным данным статистики свыше 40% иностранных инвестиций вкладываются в развитие сферы услуг, что подтверждает актуальность, интерес и видение перспективы развития данного сектора экономики.