Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Объективная форма ценностных основ профессиональной деятельности как основа воспитания в учреждениях профессионального образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Приведенные примеры не охватывают все источники и формы искажения ценностных основ профессиональной деятельности — это может стать целью отдельного исследования. Но даже осознание проблемы расхождения субъективной формы ЦОПД и объективной до состояния противоречия, позволяет признать необходимость воспитания ценностных основ профессиональной деятельности. Начинаться такое воспитание должно… Читать ещё >

Объективная форма ценностных основ профессиональной деятельности как основа воспитания в учреждениях профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Объективная форма ценностных основ профессиональной деятельности как основа воспитания в учреждениях профессионального образования

В большинстве аксиологических теорий ценности рассматриваются как-то, что человеком переживается как значимое само по себе, и как-то, что определяет направленность его активности. Для человека основной формой его активности является деятельность.

Основным различием в понимании феномена ценностей и в определении их места в деятельности человека является отнесение этого феномена к различным сферам действительности. В одних теориях ценности рассматриваются как нечто первоначально внешнее сознанию индивида (теории аксиологического нормативизма) или даже бытию человека (теории аксиологического трансцендентализма). В качестве таких ценностей могут выступать как материальные предметы, так и принципы, идеи и т. п. Регулятивная, направляющая функция ценностей, с точки зрения названных групп теорий, проявляется после того как индивид либо осознает нечто существующее как ценность, либо выберет что-либо для себя в качестве ценности и будет следовать этому прилагая некие волевые усилия. В этом случае ценность, первоначально существующая как внешняя для человека, рассматривается как цель его деятельности.

В теориях аксиологического психологизма и теории аксиологического онтологизма ценности рассматриваются как структуры индивидуального сознания человека, а точнее, как определенная интенциональность сознания, т. е. форма активности сознания человека, которая характеризуется определенной предметной направленностью. При этом в качестве ценностей выступает только такая интенциональность сознания, предметные характеристики которой отражают то, что значимо для человека само по себе, то, что он может соотнести со смыслом своей жизни. Такие ценности возникают, прежде всего, как личностные ценности.

Ценности, понимаемые таким образом, уже не могут рассматриваться как цель деятельности, так как личностные ценности всегда содержат в себе большее, чем-то, что можно рассматривать как образ продукта конкретной деятельности. Ценности являются ядром мотива деятельности, но в то же время их нельзя отождествлять.

С самого начала изучения феномена ценностей стали выделять их группы, соотносимые с различными видами деятельности человека. Р. Г. Лотце использовал понятие ценности при решении эстетических и этических проблем. Виндельбанд возникновение ценностей связывал с логической, этической и эстетической необходимостью. Они, а также множество других исследователей в области аксиологии, обращают внимание на то, что разные группы ценностей отражают то необходимое, значимое для человека, которое проявляется как таковое в разных видах его отношений с действительностью и в соотносимых с ними разных видах деятельности: этические ценности — в отношениях между людьми, в деятельности человека, связанной с другими людьми; эстетические ценности — в отношениях, связанных с художественно-эстетической деятельностью; логические ценности — в мыслительной деятельности человека, в его познавательной деятельности.

Установленная в аксиологии связь определенных ценностей с определенными видами деятельности позволяет поставить проблему определения места и роли ценностей в структуре профессиональной деятельности. Характер решения этой проблемы во многом зависит от исходной концепции ценностей, поэтому, считаем необходимым изложить некоторые положения структурно-генетической концепции ценностей. [1].

Согласно этой концепции, система ценностей, прежде всего, представляет собой личностную развивающуюся структуру. Как элементы личностной структуры ценности — это мыслительные образы, фиксирующие стремление человека (людей) к осуществлению такой культурно-опосредованной формы его отношений с действительностью (с миром и с самим собой), которая предстаёт для него как значимая сама по себе, как сущностно необходимая, соответствует его предельным на момент возникновения ценностей социально-культурным и природным возможностям и создает для него сферу должного.

Значимой выступает та форма отношений человека с миром и с самим собой (форма его поведения, деятельности), которая переживается человеком как сущностно необходимая, так как направлена на удовлетворение его потребностей и обеспечивает разрешение или предотвращения возникающих при этом противоречий. Таким образом, ценности являются средством разрешения противоречий и как таковые характеризуются различной степенью универсальности, а также различной степенью общезначимости.

Сущностно необходимыми для человека выступают те формы отношений, которые позволяют ему чувствовать себя человеком.

Личностные ценности — это структуры индивидуального сознания. В качестве общественных ценностей чаще всего рассматриваются объективированные ценности, то есть, знания об общезначимых ценностях, которые возникли как личностные. В то же время общественные ценности могут рассматриваться и как личностные общезначимые ценности членов социальной общности, выступающие ценностной основой построения общественных отношений. Ценности и знания о ценностях обозначаются посредством слов, значение которых может быть истолковано на уровне либо общих представлений, либо понятий, либо категорий. Способ истолкования всегда соответствует степени универсальности ценностей и степени их общезначимости.

Более адекватное понимание природы ценностей достигается при выявлении достаточного основания их возникновения. Проведенные мною исследования позволили установить, что в качестве такого основания выступает переживание человеком динамичной целостности бытия, возникающее при установлении им любого культурно-опосредованного отношения с действительностью.

Переживание человеком динамичной целостности бытия, есть переживание им основных моментов развития, которые определяют структуру сознания. Поэтому, переживание человеком противоречий приводит к возникновению у него стремления к их разрешению, возникающего из переживания человеком необходимости «единого» как момента развития, восстанавливающего целостность бытия. Стремление к такому «единому» есть стремление к установлению гармоничной формы отношений человека с действительностью, которое является формой проявления необходимого, а поэтому и воспринимается человеком как значимое. Необходимость, обусловленная моментами развития — процесса, посредством которого устанавливается целостность всего существующего, рассматриваемого как всеобщее качество всего существующего, как сущность самого бытия, трактуется нами как сущностная необходимость. Она определяет направленность активности человека, соотносимую с общей направленность развития мира. Таким образом, обнаруживается, что в результате переживания человеком динамичной целостности бытия у него возникает стремление, имеющее основные признаки того, что обозначается как ценность: оно начинает определять направленность активности человека на то, что значимо для него само по себе.

При исследовании условий воспроизводства достаточного основания возникновения ценностей, были выделены основные качества и функции ценностей. Наиболее значимые из них следующие.

Во-первых, ценности, возникающие из переживания человеком динамичной целостности бытия, выражают предметную определенность стремлений человека к снятию противоречий и воссозданию единого. Это означает, что полное описание ценностей составляют и энергичные (указание на наличие стремления человека, которое может характеризоваться через интенсивность, силу, длительность стремления и т. п.), и предметные качества (предметы стремлений человека и их характеристики).

Во-вторых, переживание человеком динамичной целостности бытия, в результате которого происходит различение двух моментов развития, предполагает оценивание. Феномен ценности возникает на основе оценивания человеком того, что он делает по отношению к основным всеобщим моментам бытия как такового.

В-третьих, оценивание, в результате которого возникает ценность, предполагает действие мышления, осуществляемое в сфере до рефлексивного сознания. Только при этом условии сохраняется непосредственная связь возникновения ценностей с бытием как таковым, а так как действия по оцениванию не могут не быть упорядочены, то эта функция в до рефлексивном сознании может быть осуществлена только индивидуальным духом (М. Шелер, В. Дильтей).

В-четвертых, средством разрешения противоречий в отношениях человека с действительностью может быть только та форма отношений, которая стала ему присуща, то есть культурно-опосредованная форма. Используемые при этом культурные средства своими возможностями задают границы восприятия человеком независимого от него мира и границы возможностей человека как при выделении им противоречий, так и при определении характеристик формы отношений, позволяющей их разрешить. Таким образом, несмотря на то, что любая ценность в своем потенциале является формой выражения стремления человека к гармоничной форме отношений, актуально ценности выражают его стремления лишь к форме культурно опосредованных отношений, оптимальной по отношению к качествам применяемых им определенных культурных средств. Многообразие культурных средств, используемых людьми, порождает многообразие ценностей.

В-пятых, как необходимость может рассматриваться только еще не установленная форма отношений, которая в этом случае может быть представлена через мыслительный образ, поэтому формой существования ценностей может быть только мыслительная форма, т. е. структура сознания.

В-шестых, то, что имеет предметную определенность, может быть осознано, поэтому ценности, возникшие в сфере бессознательного, могут быть осознаваемы человеком. Такое осознание происходит с опорой на предметно оформленное содержание опыта человека, которое выступает в качестве культурного средства. Это средство и становится той «призмой», через которую человек воспринимает содержание своего собственного сознания, поэтому человеком могут осознаваться далеко не все характеристики образа отношений, стремление к которому фиксируется ценностью. Это качество ценностей и приводит к тому, что в качестве ценностей выделяются то качества человека, то какие-либо объекты и явления, без учета их включенности в определенные отношения человека с действительностью.

Выделенные качества ценностей позволяют определить следующие их функции: функцию согласия, проявляющуюся в том, что ценности представляют собой образы единого, т. е. установленного согласия между субъектом и объектом отношения; функцию разрешения противоречий и регулятивную функцию. Ценности, возникающие в результате актов индивидуального духа, создают сферу трансцендентного бытия человека, которая входит в противоречие с его фактическим бытием, создавая тем самым предпосылки развития человека, т. е. упорядоченность его жизни в соответствии со структурой развития.

Воплощение ценностей людей осуществляется через создание ими новых культурных средств, порождающих новые связи в мире, а, значит, и новые противоречия, переживание которых приводит к возникновению качественно новых ценностей. Вновь возникающие ценности характеризуются большей степенью абстрактности образа той формы культурно-опосредованных отношений, которая необходима для разрешения противоречий, и обладают, как средство разрешения противоречий, большей степенью универсальности. Возникновение ценностей нового уровня общности можно рассматривать как идеализированный выход человека «за» противоречия менее высокого уровня общности, т. е. трансцендирование.

Возможное повышение степени абстрактности форм отношений человека с миром, стремление к которым фиксируется ценностями, создает возможность повышения степени их универсальности как средства разрешения противоречий, а, следовательно, и повышения степени их общезначимости. Можно предположить, что процесс повышения степени универсальности культурных форм отношений может продолжаться до тех пор, пока не выделится предельно универсальная форма отношений, основу которой будет составлять предельно универсальное средство отношений, позволяющее человеку устойчиво воспроизводить свою открытость миру.

Выявленные характеристики ценностного мира человека позволили сделать следующие выводы:

  • 1) качественной характеристикой ценностей является мера их универсальности и мера их общезначимости;
  • 2) изменение меры универсальности и меры общезначимости ценностей есть процесс направленный, закономерный и необратимый.

Все эти признаки свойственны развитию, поэтому, можно предположить, что процесс универсализации ценностей (который отражает и повышение степени универсальности ценностей, как средства разрешения противоречий, и повышение степени их общезначимости) есть процесс развития ценностного мира человека, включенный в развитие мира как целостности.

Развитие ценностного мира человека — закономерное, направленное качественное изменение системы личностных ценностей, характеризующееся повышением степени их универсальности как средств разрешения противоречий и степени общезначимости. Развитие ценностного мира человека характеризуется последовательным возникновением основных типов систем ценностей: ценностей индивидуально полезного, ценностей социально-значимого; ценностей личностно-значимого и ценности родового значимого.

Возникшие ценности становятся частью системы личностных ценностей и личностного опыта человека. Система личностных ценностей — это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных личностных ценностей, одновременно существующих в сознании человека и определяющих направленность активности человека (поведения и деятельности), его будущее. Система личностных ценностей складывается как иерархическая, динамичная (т. е. способная к перестройке) личностная структура, которая существует в модификационных формах, складывающихся в соответствии с видами переживаемых человеком культурно-опосредованных отношений. Модификационные формы личностной системы ценностей отражают значимые для человека качества тех отношений, в которых они выступают ценностными основами, а также различную степень личностной общезначимости этих качеств.

Исследования структуры ценностного мира человека показали, что вся система ценностей выступает в качестве ценностных основ отношений. Ценностные основы отношений — это начало установления человеком культурно-опосредованной формы отношений с действительностью, в качестве которого выступает модификационная форма его личностной системы ценностей. Она образует направленность активности (ценностную направленность) человека на воспроизводство того первичного образа устанавливаемого отношения, в котором зафиксированы наиболее значимые, необходимые для человека качества этого отношения.

В связи с тем, что в качестве ценностной основы отношений выступает вся система ценностей, обнаруживается необходимость в такой характеристике этой системы, которая бы позволяла зафиксировать общий вектор направленности стремлений человека, фиксируемых всеми ценностями, входящими в неё. В качестве таковой выступает ценностная ориентация.

Ценностная ориентация является устойчивой характеристикой личностной (или общественной) системы ценностей, отражающей общий вектор предметной направленности фиксируемых ценностями стремлений человека (людей) и независимой от модификационных изменений этой системы. Посредством понятия «ценностная ориентация» характеризуется направленность активности человека, соотносимая с определенным общим типом систем ценностей. Ценностная направленность — это предметная направленность активности человека при организации им деятельности, отражающая его стремление к воспроизводству такой культурно-опосредованной формы отношений, качества которой определяются модификационной формой системы личностных ценностей человека. Ценностная направленность характеризует направленность активности, определяемую ценностными основами определенного вида отношений, или определенного вида деятельности.

В системе личностных ценностей может быть выделена система профессиональных ценностей, т. е. отражающих формы отношений, необходимые и значимые для осуществления профессиональных функций. Структура такой системы ценностей соотносится с группами отношений, характерных для профессиональной деятельности. Основанием дифференциации таких отношений выступают либо стороны отношений, либо основные виды деятельности, или группы действий. Например, для деятельности педагогов характерны отношения «педагог — учащийся», «педагог — педагог», «педагог — руководитель», «педагог — родители» и т. п. Для каждого из выделенных видов отношений в качестве ценностной основы выступает определенная модификация личностных ценностей, основной характеристикой которой является ценностная направленность, определяемая ценностями, наиболее значимыми для определенного вида отношений. В то же время педагогическая деятельность складывается из нескольких видов деятельности: деятельности, направленной на преобразование личностного опыта учащихся; познавательной деятельности; коммуникативной и т. п. Для каждой из них также характерна своя ценностная направленность, которая и должна быть отражена в ценностных основах профессиональной деятельности.

В качестве ценностных основ определенной профессиональной деятельности выступает система ценностей, которая является формой выражения концептуальных основ этой деятельности, то есть, тем инвариантом, который определяет качества продукта определенной профессиональной деятельности и качества всех профессиональных действий по его получению, выступающие как необходимые и достаточные, как общезначимые для государства, общества и человека в сфере соответствующих профессиональных отношений.

Ценностные основы профессиональной деятельности существуют в двух формах субъективной (личностной) и объективной.

Субъективная форма ЦОПД существует как система ценностей, фактически определяющая характер профессиональной деятельности определенного человека. Она может включать в себя в качестве системообразующих ценности, значимость которых определяется только со стороны индивидуальных интересов субъекта. При организации профессиональной деятельности это приводит к тому, что для человека главное становится реализация только своих целей. Цели собственно профессиональной деятельности, всегда ориентированные на другого, уходят на второй план, что неминуемо приводит и к понижению качества организации деятельности и к получению некачественных продуктов.

Объективная форма ЦОПД складывается как знания о системе ценностей, ориентация на которые позволяет человеку организовать результативную, с точки зрения её основных функций, и эффективную профессиональную деятельность. Таким образом, объективная форма ЦОПД обеспечивает устойчивое воспроизводство нормативных характеристик профессиональной деятельности. Без отчетливо описанных ценностных основ определенной профессиональной деятельности содержательное наполнение характеризующих её профессиональных компетенций становиться во многом произвольным. То есть, в структуре профессиональных компетенций необходимо четкое выделение ценностно-ориентационного компонента, как описания объективной формы ЦОПД, который бы выступал системообразующим элементом.

Выработка объективной формы ЦОПД была предметом философских размышлений практически с начала возникновения философии. Так, Платон, Аристотель и др. очень подробно описывают то значимое, к чему должен стремиться человек, занимающийся какой-либо деятельностью. ЦОПД врачей были описаны в «клятве Гиппократа», на основе положений которой воспитывалось множество поколений врачей. В медленно развивающемся обществе объективная форма ЦОПД складывалась в виде традиционных для каждого вида труда правил поведения и деятельности, которым следовали ремесленники, земледельцы, мореплаватели, торговцы и т. п.

В ценностные основы профессиональной деятельности всегда включалось и то, что значимо для только индивида, и то, что значимо для других людей, для общества. Причем объективная форма ЦОПД предполагала такую систему согласования ценностей, часто ведущих к противоположному, ориентация индивидов на которую обеспечивала результативность и эффективность профессиональной деятельности.

Разработка объективной формы ценностных основ профессиональной деятельности заключается в выявлении того, что выступает объективно значимым для качественного выполнения основной функции этой деятельности и в определении степени значимости, того, что определено как таковое. Решение этой задачи начинается с изучения той системы отношений, тех процессов, в которую включена профессиональная деятельность.

Профессиональную деятельность можно отнести к типу культурно опосредованных отношений, одновременно включенных в следующие выступающие по отношению друг к другу чаще всего как противоположные процессы: производство и потребление; опредмечивание и распредмечивание; осуществление свободы (творчество) и подчиненность нормам; индивидуальной жизни и жизни общества. В связи с этим ценностных основы профессиональной деятельности определяются тем, что выступает значимым для субъекта этой деятельности и со стороны одних процессов, и со стороны других. Различные отношения между процессами, названными как противоположные, отразятся и на характере ЦОПД, которые могут выражать либо равнозначность противоположных сторон бытия, определяющих характер профессиональной деятельности, либо преобладание одной из сторон.

В первом случае ценности, выражающие значимость каждой из сторон бытия для субъекта профессиональной деятельности, образуют систему ценностей, которая выступает формой проявления единого, установившегося в отношениях субъекта деятельности.

Во втором случае формирование систем ценностей, образующих ценностные основы профессиональной деятельности, происходят в отношениях субъекта деятельности, которые характеризуются как раздвоение единого. Переживаемое субъектами профессиональной деятельности различие, противоположность и противоречивость между процессами опредмечивания и распредмечивания, производства и потребления и т. п., приводит к тому, что степень значимости одной из сторон бытия начинает преобладать над степенью значимости другой. Это приводит к возникновению ценностных основ профессиональной деятельности, в которых, ценность, например, нормативной стороны деятельности, располагается иерархически выше ценности свободы, а, значит и творчества человека. Причем, в системе ценностей, определяющей характер профессиональной деятельности, значимость одной из сторон бытия может быть отражена очень слабо или ей совершенно игнорирована. Например, интересы производства, а точнее производителя, связанные с получением высоких доходов, в современном обществе ставятся гораздо выше по значимости интересов потребителя. Это особенно ясно выражается в том, что формированием интересов потребителей занимаются производители, преследуя в первую очередь свои интересы. Примером игнорирования одной из сторон бытия может быть проявившееся в теории Тейлора отношение к профессиональной деятельности как к полностью подчиненной нормам.

Проявление в ценностных основах профессиональной деятельности различных форм отношений между теми парными процессами, в которые включена профессиональная деятельность, нуждаются в детальном исследовании.

Знания о том, к чему нужно стремиться, занимаясь профессиональной деятельностью, становились основой воспитания ценностных основ профессиональной деятельности. Таким образом, объективная форма ЦОПД задавала структуру субъективной форме ЦОПД.

В нашем обществе в настоящее время формирование ЦОПД стало происходить под влиянием множества факторов, искажающих представления людей о сути профессиональной деятельности. Так, например, постоянное акцентирование средствами массовой информации на заботе в первую очередь о себе привело к тому, что и профессиональную деятельность стали воспринимать только с этой стороны. В результате для большинства современных людей стало неочевидным, что если выполняя свои профессиональные обязанности, ты не стремишься создать продукт необходимый, востребованный другими людьми, а думаешь только о своем благе, то не получишь ни того, ни другого. Как правило, это не осознается, и в своих неудачах на работе они начинают винить кого угодно: руководителей, клиентов, товарищей по работе. Выход из этой ситуации не в том, чтобы они винили себя, а в том, чтобы обеспечить понимание этими людьми сути профессиональной деятельности.

Правильному формированию ЦОПД мешает и то, что у нас различные профессии стали восприниматься в первую очередь с позиций определенного общественного статуса. Поэтому выбор профессии для очень многих сейчас определяется не теми ценностями, которые соотносимы с объективными ценностными основами конкретной профессиональной деятельности, а ценностями совсем других общественных отношений. Пришедший в профессию человек в результате фактически не включается в систему профессиональных отношений, так как выполнение профессиональных функций для него настолько вторично, что они искажаются до неузнаваемости. Он продолжает существовать в системе иных отношений, а свои занятия профессиональным трудом воспринимаются как формальность.

Приведенные примеры не охватывают все источники и формы искажения ценностных основ профессиональной деятельности — это может стать целью отдельного исследования. Но даже осознание проблемы расхождения субъективной формы ЦОПД и объективной до состояния противоречия, позволяет признать необходимость воспитания ценностных основ профессиональной деятельности. Начинаться такое воспитание должно с дошкольного возраста, как это и было в системе советского дошкольного воспитания, продолжаться в той или иной степени интенсивности все школьные годы и достигнуть своей полноты в системе профессионального образования. В учреждения профессионального образования человек должен прийти с уже сформированным базисом ЦОПД. На основе соотнесения выпускниками школ своих ценностных ориентаций с ценностными основами определенных типов и видов профессиональной деятельности должна строиться и работа по профориентации. Воспитание ценностных основ определенных видов профессиональной деятельности должно стать ведущим направлением воспитания в учреждениях профессионального образования.

Для осуществления этих целей необходима разработка объективной формы ЦОПД для каждой профессии. Выработка инвариантной структуры системы ценностей, выступающей ценностной основой профессиональной деятельности, и её системообразующего блока, общего для всех профессий и для основных типов профессиональной деятельности — задача философии. Та часть ЦОПД, в которой отражается значимое для определенных видов профессий, может быть разработана учеными, работающими в системе профессионального образования, в системе повышения квалификации, в сфере производства.

Организация воспитания, ориентированного на формирование ценностных основ профессиональной деятельности в процессе становления ценностного мира человека также требует и разработки концептуально-теоретических основ такого воспитания, и соответствующих педагогических технологий. Эти задачи должны решаться в исследованиях, проводимых в области философии образования и педагогики.

Примечание

профессиональный ценность человек.

1. См.: Виндельбанд В. Избранное: Дух и история / В. Виндельбанд; пер. с нем. — М.: Юрист, 1995. — 687 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой