Общие представления о речевой деятельности
Человек языковое существо. РЕЧЬ — это язык, функционирующий индивидуальное сознание. Речь предполагает использование знаков в любой деятельности (интеллектуальной или коммуникативной). Знаки как таковые изучает наука семиотика. Язык представлен как понятиями, так и метафорами. Понятия пытаются определить явления, а метафоры — аналогию. Каждый объект — заместитель какого-либо объекта. Звучащее… Читать ещё >
Общие представления о речевой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Речь и язык
Человек языковое существо. РЕЧЬ — это язык, функционирующий индивидуальное сознание. Речь предполагает использование знаков в любой деятельности (интеллектуальной или коммуникативной). Знаки как таковые изучает наука семиотика. Язык представлен как понятиями, так и метафорами. Понятия пытаются определить явления, а метафоры — аналогию. Каждый объект — заместитель какого-либо объекта. Звучащее слово является физическим, акустическим явлением и его восприятие создает слуховой образ слова. Восприятие звучания слова сопровождается теми или иными эмоциями. Правил, позволяющих определить значение слова не существует, значения конвенциальные. Различаются значение и смысл слова. Значение — все социально значимое, содержащиеся, стоящие за словом. Личностный смысл — субъективное переживание значений того, что обозначено этим словом. Слова в речи образуют цепочки, которые называются фразы. Системы фраз образуют текст. Языковые системы столь сложны, что ни для одного языка нет полного описания правил, по которым функционируют естественные языки. Использование языка предполагает: порождение, передачу и прием речевых сообщений. (17).
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей по средствам языка. Речь — это язык в действии. Язык есть система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение.
Речь является средством человеческого общения. Речевое общение осуществляется по его правилам, которое представляет систему фонетических, лексических и грамматических средств и правил общения. По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер, то есть является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации. Речь и язык составляют сложное диалектическое средство. Речь изменяет и совершенствует язык. То есть речь — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. (4; 21).
Выделяют следующие процессы речи:
- 1) Относящиеся к акту порождения: говорение и письмо.
- 2) Относится к восприятию речи: слушание и чтение.
Слушание — восприятие речи. Форма восприятия по-разному влияет на изменения мнения адресата. Устное восприятие — слухом, а письменное — осязанием и зрением. При сравнении эффективности устной и письменной информации выявляется, что процент изменения своего мнения после знакомства с новой информацией, выше среди восприятия речи на слух.
Основное при слушании: не уходить от ответственности за общение; быть восприимчивым к партнеру; сосредоточение на том, что говорит собеседник; понимание значения и смысла слов партнера; отслеживание каналов невербальной информации; одобрительная установка к партнеру; выражение понимания; слушание себя; ответ на просьбы действиями. При этом никогда нельзя: считать молчание партнера за внимание; притворяться, что слушаешь; перебивать без крайней надобности; делать поспешных выводов; задавать избыточного числа вопросов; быть слишком чувствительным и эмоциональным; советовать без просьбы и т. д.
3) Понимание.
Исходный уровень понимания слов; в русском языке чтобы понимать сообщение, надо понимать флективные сообщения; необходимо понимать атрибутные конструкций (например, брат отца, отец брата); понимание отношений выражения предложения; понимание сравнительных конструкций; понимание фраз с двойным отрицанием и т. д. Этот уровень сам по себе без первого дает понимание текста, то есть понимание смысла сообщения в целом.(17) Так как смысл текста не представляет собой сумму смыслового состава его элементов. При общении каждый старается сформировать свои мысли, породить текст. Сообщить таким образом, чтобы иметь возможность при случае от них отказаться.
Помощь педагогов в развитии речи — существенным недостатком распространенных методов школьного обучения языку является сосредоточение на вербальном материале и работа только с ним: пересказы — устные и письменные — отрывков из классических произведений, изложение воспринимаемых зрением или на слух текстов, составление фраз по заданным образцам, сочинения. Такие задания, несомненно, приносят пользу, однако при их выполнении учащиеся опираются на готовые словесные формы. речь педагог слово Другое дело, когда исходным фактором выступает сама реальность, для которой еще нужно создать лингвистическую реализацию, например, при рассказе о реальных событиях, в которых участвовали сами школьники, об их повседневной жизни, о понимании ими бытовых и общественных явлений. Помимо правильного выбора тем для занятий по развитию речи требуется специальная методика их проведения. Надо подвести учащихся к пониманию того, что работа над словом есть творческая деятельность, в которой наряду со знаниями большую роль играет умение отойти от готовых форм. Важно обратить внимание на несоответствие использующихся в упражнениях речевых вариантов и описываемой реальности. Нацеливая учащихся от штампов, необходимо подчеркнуть необходимость перестройки традиционных лексических сочетаний и фразеологических блоков. Важно, чтобы школьники не сильно увлекались отсеиванием слов, в результате чего может иметь место пренебрежение грамматическими и логическими правилами, требованиями стилистики. Важно также предусмотреть создание условий, благоприятствующих творческому отношению (поощрение смелого поиска новых форм) и обеспечивающих его реализацию (предоставление достаточного времени для выполнения задания). (8; 9; 24).
Мотивация речевого высказывания — мотивом речевого высказывания может быть либо требование, либо обращение информационного характера, связанное с контактом, либо желание сформулировать собственную мысль. Следующим за мотивом этапом порождения речевого высказывания является замысел высказывания — этап формирования общего субъективного смысла высказывания. В исходном замысле высказывания обязательно содержатся две составные части: объект высказывания, известный субъекту, и то новое, что именно нужно сказать об этом предмете и что составляет структуру высказывания. Эти две части и образуют исходную мысль, носящую характер свернутого речевого высказывания, которое в дальнейшем должно быть превращено в систему последовательно связанных друг с другом слов. Переход в начале школьного возраста к высказываниям повествовательного характера связан с формированием внутренней речи ребенка, которое происходит значительно позже, чем формирование его внешней речи. (2; 24).
Языковое развитие Язык предполагает использование символов с целью передачи информации. Овладение языком является хотя и трудным, но естественным процессом. Это достижение характеризует безграничность человеческих возможностей. Языковое развитие предполагает, что ребенок научается пользоваться устной речью, усваивает значения слов и овладевает правилами грамматики, в соответствии с которыми слова объединяются в предложения с целью сообщения мыслей. Развитие идет по двум формам. Развивается понимание речи — как устной, так и письменной, и активная речь — сначала устная, а затем письменная. Развитие понимания речи и умения пользоваться ею обычно происходит одновременно, но иногда развитие понимания опережает активную речь. Языковое развитие — непрерывный процесс, развернувшийся на всем протяжении детства.
Дети с первых годов включаются в процесс общения, научаются сообщать о своих потребностях. Хотя сначала словарный запас ограничен, а грамматика небезупречна, интуитивное понимание языка и его структуры поразительна. Каждый движется к совершенному владению родного языка. Словарный запас быстро пополняется, используется более сложная грамматика и речь воспринимается как средство налаживания социальных связей. Уверенно используются слова, понятия и грамматические правила. Идет усовершенствование видов речи. Среднее детство — это время, когда дети совершенствуют устную речь, ее навыки, то есть все что связано с грамотностью. По мере расширения словарного запаса идет расширение словоупотребления и усложнение грамматических структур. (10; 15; 20).
Аспекты языка Обычно рассматривают три основных аспекта: содержание, форму и употребление.
Содержание — значение любого устного или письменного сообщения.
Форма — это используемые для выражения содержания специфические символы: звуки, слова, и грамматика.
Употребление — относится к социальному обмену между двумя людьми — говорящим и слушающим. Детали этого социального обмена зависят от сложившейся ситуации, отношений между говорящим и слушающим, а также от намерений и позиций общающихся с целью предания своей речи определенного смысла.
В простом социальном обмене может содержаться многое. По тому, как была передана информация можно судить об отношениях между людьми. Таким образом, форма и употребление также вносят свой вклад в значение сообщения.
Изучая язык, мы часто ограничиваемся содержанием и формой, но одновременно происходит освоение и социального языка, в котором много своих тонкостей. Каждому нужно научиться вежливо и почтительно обращаться к старшим, говорить проще с лицами более младшими, соблюдать очередность реплик в диалоге и понимать как прямую, так и косвенную речь.
Речь используют в различных целях. С ее помощью удовлетворяются свои потребности и желания, управляется поведением других людей, поддерживаются социальные контакты, выражаются свои чувства, развивается фантазия, притворство и многое другое.
Грамотность и ее компоненты Основные компоненты грамотности:
1. Обогащенная письменной речью среда:
взрослые, читающие для своих собственных целей;
взрослые, пишущие для своих собственных целей;
семейное чтение вслух;
опыт письма под диктовку родителей;
возможность обращаться не только к специфической детской литературе (комиксы, рассказы в картинках), но и к художественным текстам;
возможность знакомиться со значением слов и выражений в соответствующем этим значениям контексте (например, надпись «не работает» на автомате для продажи напитков);
возможность пользоваться «функциональными печатными материалами» (например, инструкция), не прочтя которые ребенок не может совершить то, что он хочет;
возможность обратиться к помощи взрослых, если ребенок не может самостоятельно справиться с перечисленным в двух предыдущих пунктах.
2. Обогащенная устной речью среда:
образцы языка взрослых;
взрослые, слушающие детей;
свободное знакомство с речью других и опробование собственной речи:
- — в разговорах со сверстниками
- — в сюжетно — ролевых играх;
возможности обогащения словарного запаса;
доступ к необходимой информации о значении слов.
3. Приобретение интересного опыта:
повседневная жизнь;
загородные прогулки;
исследования природы.
4. Опыт символической репрезентации:
театральные постановки;
рисование и живопись;
музыка и танцы.
5. Добровольное экспериментирование с письменной речью:
проведение отдельных линий;
каракули;
нефонетическое письмо;
написание сообщения для кого-то.
6. Добровольные пробы сил в чтении:
" чтение «по памяти;
чтение с контекстными подсказками;
поиск письменной формы услышанного слова.
Таким образом, мы видим, что грамотность — это умение читать и писать, а так же умение писать грамматически правильно, без ошибок. Наибольшим движением в развитии языка является развитие навыков, связанных с чтением и письмом. Это самое важное в период среднего детства.
Выводы.
Мы видим, что речевая деятельность — одно из наиболее важных понятий в жизни каждого человека. Речь — это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения в социальную среду. Именно благодаря речи формируются связи, устанавливаются основы социального поведения в группе. Благодаря общению и обучению совершенствуется и развивается речь и язык, процессы речи. Что является напосредственным средством для овладения грамотностью, неотъемлимой части любого образованного человека. А при неусвоении речи и ее составляющих возникают трудности в ее развитии, что не очень благоприятно в дальнейшем. Поэтому так важно, что бы каждый учащийся был уверен в своей речевой компетентности и состоятельности.