Содержание и определение налогового механизма
Д. Г. Черник трактует налоговый механизм, с одной стороны, «как область налоговой теории» или как «организационно-экономическую категорию», с другой стороны, признает объективно необходимым процессом управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Этот процесс управления в экономической литературе традиционно… Читать ещё >
Содержание и определение налогового механизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание и определение налогового механизма
Кузнецова В.В.
Очень важная роль в отрасли финансовых знаний «налоговедение» отведена такой дефиниции, как налоговый механизм.
Слово «механизм» означает внутреннее устройство (система звеньев) машины, прибора, аппарата, приводящее его в действие. Перефразируя это определение, можно детерминировать налоговый механизм как систему звеньев налоговых отношений, приводящих в действие налоговую систему и налоговую политику государства.
В экономической литературе уделяется значительное внимание исследованию влияния налогов на различные стороны экономической жизни, а также анализу их использования в управлении финансами. Понятие «налоговый механизм» используется экономистами при изучении данной проблемы.
Понятие это относительно новое: оно появилось только тогда, когда налоговые системы достигли определенного уровня развития. Тем не менее, оно очень значимое, так как налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.
В экономической литературе вопрос о сущности налогового механизма рассматривается различными специалистами. Трактовка налогового механизма в трудах ученых и практиков неоднозначна.
Так, Т. Ф. Юткина, давая определение налоговому механизму, указывает на применимость принципа двойственности (дуализма) содержания. «С одной стороны, это категориальное образование, дающее представление о цели и задачах налоговых действий с установкой на принципы заведомо продуктивного функционирования. С другой стороны, это свод общих правил, определяющих регламент налогового производства конкретного государства в конкретный период времени. Концептуально налоговый механизм задается как процесс реализации продуктивного потенциала системы налогообложения через ее функции». В реальной экономике такие действия определяются в порядке одностороннего государственно-властного волеизъявления. От этой двойственности зависит, насколько верны научно-теоретические обоснования функционального содержания налогообложения, качество моделируемой налоговой системы государства конкретного периода времени. При этом приведенная формулировка все-таки не является достаточно полной и развернутой.
Е.С. Мураховская определяет налоговый механизм как «совокупность средств и способов использования налоговых отношений в конкретном пространстве (территории), в конкретное время и в конкретных целях», которая «отражает способ организации налогового воздействия на экономические процессы». Нам представляется, что автор, правильно оценивая исторические аспекты содержания налогового механизма, все же рассматривает назначение налогового механизма довольно узко, сводя его только к организационным средствам и способам «использования налоговых отношений».
На самом деле, связь является гораздо более сложной. Один из элементов налогового механизма налоговое право система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества. Законы — это источники права, вместе с постановлениями, указами и так далее. При этом нельзя согласиться также и с частью определения, в которой говорится, что «налоговый механизм — совокупность средств и способов использования налоговых отношений в конкретном пространстве (территории)». Ведь, с одной стороны, он должен быть единым на всей территории страны, а с другой стороны давать определенную свободу субъектам федерации для экономического воздействия на уровень пополнения своих бюджетов за счет налоговых доходов. А потому данное определение также нуждается в уточнении.
Д.Г. Черник трактует налоговый механизм, с одной стороны, «как область налоговой теории» или как «организационно-экономическую категорию», с другой стороны, признает объективно необходимым процессом управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Этот процесс управления в экономической литературе традиционно разграничивают на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. Теоретическое определение специфики этих подсистем подчиняется фундаментальным положениям экономической теории, ибо все они являются слагаемыми воспроизводственных отношений, развивающихся на фундаменте реального экономического базиса. Налоговый механизм это само реальное налоговое производство.
Вряд ли налоговый механизм можно считать только теоретическим понятием. Кроме того, понятия налогового планирования, налогового регулирования и налогового контроля, квалифицируемые как «три подсистемы», финансовой наукой отнесены к основным методам налогового администрирования. Нельзя согласиться также с той частью определения, где налоговый механизм трактуется как «объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями», так как далее дополняется, что «налоговый механизм это само реальное налоговое производство». По нашему мнению, не может быть отождествлено понятие процесса управления производством с самим производством.
Анализ налогового механизма обусловлен как особой ролью налогов в экономической системе, так и значимостью управления, организации и технологии налогообложения в экономической системе. В то же время, необходимо признать относительную методологическую составляющую выделения собственно налогового механизма в самостоятельную категорию. Необходимость такого обособления налогового механизма в самостоятельный термин (категорию) связана со спецификой налоговых отношений как таковых, а методологическая относительность проявляется в том, что налоги одновременно рассматриваются и как элементы (или главные составляющие) финансовой системы (бюджетный и финансовый механизмы, система налогообложения вообще), что обусловлено их ролью в экономике.
Поскольку основной составляющей государственных доходов являются, прежде всего, налоговые доходы, возникают объективные условия для обособления и специального изучения налогового механизма. Выделение налогового механизма связано со специфической формой финансовых отношений, поэтому не следует автоматически переносить на него характеристики финансового механизма (либо бюджетного механизма): это некорректно как с общетеоретической, так и с практической точек зрения. Вместе с тем, следует учитывать и определенную взаимосвязь между данными процессами: и бюджетный, и налоговый механизмы являются финансовыми по своей сути; налоговый механизм, являясь составной частью финансового механизма, тесно взаимосвязан с бюджетным механизмом.
Такие же выводы делает в своем диссертационном исследовании И. В. Горский: «Рассматривая налоговый механизм, следует учитывать, что налоговый механизм является структурной составляющей финансовых отношений; налоговый механизм пронизывает всю систему налоговых отношений от формирования моделей налогов до их определения как доходных источников бюджетов разного уровня; налоговый механизм является составным элементом общей системы государственного управления экономикой и занимает в ней особое место в силу специфики организуемых посредством него отношений, механизм способствует осуществлению прямой и обратной связи между экономикой и государством; развитие и совершенствование налогового механизма обусловлено состоянием экономики и необходимостью решения конкретных проблем и социально-экономических задач развития».
Но следует заметить, что не совсем правомерны его выводы в отношении «особого места (в силу) специфики организуемых посредством него отношений». Поскольку налоговая политика государства приводится в действие посредством налогового механизма, то от заданного политического направления зависит и налоговый механизм конкретного периода времени, а не наоборот.
Правильнее говорить не только об обеспечении использования налоговых отношений, но и об упорядочении их с помощью налогового механизма, так как последний представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением.
Ввиду того, что налоговый механизм это понятие как методологического, так и практического порядка, необходимо рассматривать его содержание с широких (общетеоретических) и узких (практических) позиций.
Таким образом, уточняя определение налогового механизма, отметим следующее:
- • налоговый механизм — это само реальное налоговое производство, основанное на четкой правовой базе;
- • как свод практических налоговых действий налоговый механизм задается совокупностью условий и правил реализации налоговых законов;
- • применение налогового механизма связано со сферой финансовых отношений, а именно отношениями перераспределения, созданного на стадиях общественного воспроизводства национального дохода;
- • налоговый механизм должен быть направлен на упорядочение налоговых отношений, способствующее достижению конкретной цели, соответствующей этапу экономического развития государства.
Таким образом, более правильным стоит считать следующее определение налогового механизма: налоговый механизм — это налоговое производство, основанное на правовой базе, представленное совокупностью форм и методов регулирования различных сторон организации, направленное на упорядочение налоговых отношений, действие которых обусловлено особенностями управленческой деятельности государства в финансовой сфере, способствующее достижению конкретной цели, соответствующей этапу экономического развития государства.
налоговый механизм государство.