Назначение и роль финансов
Важнейшая роль принадлежит финансам на уровне хозяйственных структур. Здесь создание и использование фондов финансовых ресурсов направлены на повышение эффективности хозяйственной деятельности, то есть получение высокой нормы прибыли на вложенный капитал. Достижение определенной цели вероятно при привлечении фондов финансовых ресурсов на внедрение новых технологий, лучшем использовании основных… Читать ещё >
Назначение и роль финансов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Назначение финансов — обеспечить необходимые условия для осуществления процесса создания, распределения и использования валового внутреннего продукта, в государстве. Это достигается путем создания и использования разнообразных фондов финансовых ресурсов на всех этапах деятельности государства, предпринимателей и каждого гражданина.
Фонды финансовых ресурсов, которые обслуживают экономические процессы, достаточно разнообразны как за методами создания, направлениями использования, уровнем отображения интересов, так и за субъектами экономической деятельности, методами производственной и общественной интеграции и конечной целью соответствующего вида деятельности.
Важнейшая роль принадлежит финансам на уровне хозяйственных структур. Здесь создание и использование фондов финансовых ресурсов направлены на повышение эффективности хозяйственной деятельности, то есть получение высокой нормы прибыли на вложенный капитал. Достижение определенной цели вероятно при привлечении фондов финансовых ресурсов на внедрение новых технологий, лучшем использовании основных фондов через применение методов ускоренной амортизации, обеспечения больших резервов, для поддержки роста эффективности производства, повышения качества продукции и ее конкурентоспособности. Конечно, повышение качества продукции нуждается в дополнительных затратах финансовых ресурсов, но они дают значительный производственный эффект и быстро скупаются.
Резервом относительно повышения эффективности ведения хозяйства с использования оборотных средств за счет привлечения в обращение сверхнормативных запасов материальных ресурсов, ускорения обращения средств, рационализации хозяйственных связей, лучшей организации производства. Влияние финансов на эффективность производства на уровне хозяйственной структуры имеет свои ограничения, предопределенные ограниченностью ресурсов в каждой единице ведения хозяйства. Конечно, каждая определена производственная структура должна иметь возможность создавать за результатами своей деятельности фонды финансовых ресурсов, достаточные по своему объему для стимулирования социального развития, высоких результатов производства, его расширения и усовершенствования. Однако здесь финансы выполняют кое-что локальную роль в хозяйственных процессах.
Активное и действенное использование финансов для повышения эффективности экономики возможно лишь тогда, когда фонды финансовых ресурсов на уровне предпринимательских структур дополняются соответствующими фондами на уровне государства. Идет речь о создании фондов финансовых ресурсов в составе государственного бюджета или вне бюджета.
В составе государственного или местных бюджетов — это расходы на развитие экономики в форме капитальных вложений, дотаций, расходов, на выполнение отдельных общегосударственных комплексных программ. При условиях переходной экономики — это в первую очередь фонды, предназначенные для структурной перестройки экономики, проведения прикладных научно-исследовательских работ, создания новых видов машин и механизмов, разработки новых технологий.
Нужно заметить, что на практике задействованы разнообразные формы и методы использования финансов для повышения эффективности производства. Да, в Украине, рядом с ассигнованиями из бюджета на капитальные вложения, выплату дотаций, субсидий, проведения некоторых видов работ, в агрокомплексе, существуют фонды конверсии и инновационный фонд.
Поиск лучшей возможности использования фондов финансовых ресурсов на всех уровнях для повышения эффективности производства путем финансового обеспечения потребностей развития экономики, стабилизации финансового положения, в государстве — одно из основных заданий финансовой политики властных структур.
Роль финансов чувствительнее всего проявляется при решении социальных проблем. Здесь создаются фонды финансовых ресурсов для осуществления социальных мероприятий как на уровне каждого гражданина для покрытия расходов на социальные цели, так и на уровне хозяйственных структур для удовлетворения социальных, внебюджетных и благотворительных потребностей, учреждения внебюджетных и благотворительных фондов, а также фондов финансовых ресурсов, на социальные цели в составе бюджетов.
Однако решающая роль в удовлетворении социальных потребностей принадлежит фондам, которые создаются государством. При нынешних условиях в большинстве стран мира государством все более выделяется средств на решения социальных вопросов, которые получили название общественных благ и услуг. Эти блага и услуги являются невещественными, нетоварными, но они существенно влияют на уровень благосостояния и качество жизни.
Общественные блага и услуги включают ассигнования на национальную безопасность и правопорядок, оборону, защиту окружающей среды, образование, здравоохранение, науку, спорт и тому подобное. В западной финансовой литературе детально проработанная классификация подобных благ. Рынок несостоятельный обеспечить удовлетворение этих потребностей. Кроме этого, рыночные механизмы оказались неспособными своевременно и эффективно реагировать на указанные потребности общества, которое влияло на общую эффективность экономической системы.
На сегодня в мире существует научная теория общественных благ, около истоков которой стояли известные ученые, лауреаты Нобелевской премии, Джеймс Бюкенен и Поль Самуельсон. Это еще раз подтверждает мысль о том, что роль финансов в удовлетворении социальных потребностей населения имеет исключительное значение. Через систему финансов оформляется индивидуальное меновое соглашение между частными лицами и государством. Это соглашение основывается на сопоставлении благ и услуг, которые предоставляются гражданам, и величиной плаченных налогов. За теоретическими постулатами обмен по схеме «блага — налоги» длится до тех пор, пока полезность услуг превышает налоговую «цену» .
В целом, можно прийти к выводу, что в современных условиях, используя финансы, государство выполняет социальную функцию общественного благосостояния. Фонды финансовых ресурсов, которые создаются государством и используются для удовлетворения социальных потребностей, играют решающую роль для достижения отмеченной цели. Фонды финансовых ресурсов, которые создаются и используются предпринимательскими структурами и населением, тоже в соответствующей форме регулируются государством через определение перечня платных услуг, норм платы, и тому подобное.
В переходный период реформирования экономики финансы являются важным соединительным звеном между макроэкономическими показателями и конкретными направлениями использования фондов финансовых ресурсов на развитие экономики и повышение общественного благосостояния. Однако формы и методы создания и использования фондов финансовых ресурсов нуждаются в постоянном усовершенствовании за такими направлениями:
усовершенствование методов создания и использования фондов финансовых ресурсов на основе научно обоснованных нормативов бюджетной обеспеченности;
обеспечение перехода к среднесрочному и перспективному финансовому планированию фондов финансовых ресурсов на всех уровнях управления экономикой;
усовершенствование механизма привлечения финансовых ресурсов к инвестиционной сфере, в том числе личным накоплениям граждан, внедрения эффективной системы расходования средств бюджета, на социальные потребности общества с одновременным усилением регулятивной роли бюджета в обеспечении благосостояния населения;
финансовый ресурс фонд государственный создание фондов финансовых ресурсов для поддержки малого бизнеса путем разработки и выполнения целевых программ;
усиление финансового контроля за деятельностью государственных предприятий и организаций, повышения ответственности руководителей государственных предприятий, за эффективное использование государственного имущества, соблюдения финансовой дисциплины;
оздоровление финансового положения в государстве и укрепления денежного обращения благодаря ликвидации взаимозачетов за платежами в бюджет и устранение бартеризации хозяйственных связей;
усовершенствование налоговой системы, обеспечения оптимального уровня налоговых поступлений, для формирования фондов финансовых ресурсов на общегосударственном и региональных уровнях, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.