Организация финансовой службы предприятия
Однако изменение роли финансов в компании, взгляд на них как интегрирующую функцию бизнеса требуют и изменения традиционной структуры финансовой службы. Во-первых, необходимо выстраивать долгосрочные отношения с инвесторами и принимать инвестиционные решения стратегического характера, что не совсем отвечает представлениям о функциях казначейства. Область принятия решений казначея — оперативная… Читать ещё >
Организация финансовой службы предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Организация финансовой службы предприятия зависит прежде всего от его масштаба и характера уставной деятельности. Особенности организации финансовой службы определяются следующими факторами:
- o финансовыми отношениями предприятия с государством (налоговыми льготами, санкциями, бюджетным финансированием, дотациями и т. д.);
- o условиями и методами формирования капитала предприятия;
- o распределительными отношениями и мерой финансовой ответственности перед акционерами, вышестоящей управляющей компанией, работниками предприятия и т. д.
Как правило, функции финансового менеджмента в крупных компаниях объединяются в две функциональных области — область казначейства и область контроля (табл. 1.2).
Таблица 1.2. Функциональные области финансового менеджмента
Функция казначея | Функция контролера |
Привлечение финансовых ресурсов. | Финансовый учет. |
Взаимоотношения с банками. | Внутренний аудит. |
Управление денежными средствами. | Налогообложение. |
Управление заемными средствами. | Управленческий учет. |
Бюджетирование капитала. | Контроль издержек. |
Страхование. | Ведение хозяйственного учета. |
Решения, но выплате дивидендов. | Налоговое планирование. |
Однако изменение роли финансов в компании, взгляд на них как интегрирующую функцию бизнеса требуют и изменения традиционной структуры финансовой службы. Во-первых, необходимо выстраивать долгосрочные отношения с инвесторами и принимать инвестиционные решения стратегического характера, что не совсем отвечает представлениям о функциях казначейства. Область принятия решений казначея — оперативная. Главная задача — маневренность, поддержание платежеспособности, оперативное реагирование на внешние и внутренние сбои, а значит — текущее управление валютными и рублевыми счетами, дебиторской и кредиторской задолженностью, ценными бумагами компании. В меньшей степени казначею подвластны вопросы управления внеоборотными активами, принятие долгосрочных инвестиционных решений и разработка финансовой стратегии компании. Следовательно, в структуре финансовой службы должны быть подразделения, отвечающие за финансово-инвестиционную аналитику и формирование финансово-инвестиционной стратегии компании.
Во-вторых, учитывая интегрирующую роль финансов, во многих компаниях формируется единая финансово-экономическая служба (ФЭС), в ведении которой находится весь блок оперативных и стратегических управленческих решений, связанных с экономической деятельностью компании (включая бухгалтерию, в ведении которой находится регистрация хозяйственных операций, перевод их в регистры бухгалтерского учета и тем самым — формирование базы информационных показателей, обеспечивающей принятие управленческих решений). Конкретная структура финансовой службы в каждой компании учитывает ее специфику (вид деятельности, степень диверсификации, особенности корпоративного управления, качества отдельных менеджеров и другие факторы). Примерная структура финансово-экономической службы представлена на рис. 1.7.
Рис. 1.7. Примерная структура финансово-экономической службы предприятия.
Специалисты [Корнеева, 2007] отмечают, что универсального рецепта формирования финансово-экономической службы не существует — в каждой конкретной ситуации структура ФЭС и функции ее подразделений и сотрудников будут зависеть от целого ряда факторов. Помимо логики развития финансовой функции состав подразделений, входящих в ФЭС, также определяется финансовой стратегией компании. Например, при активной деятельности компании на рынке ценных бумаг целесообразно создание отдельного подразделения, отвечающего за финансовые операции. Возможно появление в составе ФЭС подразделения, отвечающего за управление рисками, и т. д. Кроме того, необходимо учитывать специфику бизнеса, традиции, сложившиеся в компании, особенности ее организационной структуры и компетентность персонала.