Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Проблема межбюджетных отношений в регионе на примере Республики Башкортостан

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимо отметить, что в настоящее время по уровню децентрализации бюджетных ресурсов Россия практически не уступает большинству федеративных государств, однако, формально сохраняет крайне высокую, даже по меркам унитарных государств, централизацию налогово-бюджетных полномочий. При этом федеральным законодательством установлены крайне ограниченные налогово-бюджетные полномочия органов власти… Читать ещё >

Проблема межбюджетных отношений в регионе на примере Республики Башкортостан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сложившаяся в Российской Федерации система межбюджетных отношений, несмотря на проведенные в 90-х годах XX века реформы, не в полной мере отвечает принципам бюджетного федерализма и стратегии развития страны на долгосрочную перспективу и, несомненно, нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании.

Необходимо отметить, что в настоящее время по уровню децентрализации бюджетных ресурсов Россия практически не уступает большинству федеративных государств, однако, формально сохраняет крайне высокую, даже по меркам унитарных государств, централизацию налогово-бюджетных полномочий. При этом федеральным законодательством установлены крайне ограниченные налогово-бюджетные полномочия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Кроме того, противоречия между децентрализацией бюджетных ресурсов и формальной централизацией налогово-бюджетных полномочий усугубляются наличием ряда макроэкономических проблем, резкими различиями в бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Сложившаяся система межбюджетных отношений не отвечает ни современным принципам бюджетного федерализма, ни стратегии развития России на среднесрочную перспективу.

Разработанная во второй половине 90-х годов на основе обобщения международного опыта концепция «федерализма, сохраняющего рынок», доказывает, что эффективная система бюджетного федерализма, обеспечивающая устойчивый экономический рост, должна отвечать пяти основным требованиям:

  • — во-первых, четкое разграничение полномочий между уровнями государственной власти;
  • — во-вторых, региональные власти должны обладать в пределах своих территорий и полномочий достаточной степенью автономии в проведении финансово-экономической политики;
  • — в-третьих, федеральный центр должен иметь эффективные полномочия по обеспечению единого экономического и правового пространства, поддержанию мобильности факторов производства;
  • — в-четвертых, региональные власти должны находиться в рамках жестких бюджетных ограничений;
  • — в-пятых, все эти условия должны быть стабильными и не должны являться предметом торга.

Сохранение признаков финансового кризиса в экономике большинства субъектов Федерации говорит о необходимости дальнейшей корректировки механизма межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения пока не способствуют развитию федерализма в России. На сегодняшний день пока так и не создано механизма, способного достичь компромисса между федеральным центром и регионами.

Таким образом, проблема реформирования бюджетной системы эффективного использования общественных финансовых ресурсов, вопросы их централизации и децентрализации обуславливают высокую актуальность изучения сущности и принципов межбюджетных отношений, исследования их проблематики и разработку предложений по их совершенствованию.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России на уровне федерального центра и региона и найти пути их решения. Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:

  • — изучение теоретических аспектов формирования межбюджетных отношений;
  • — рассмотрение зарубежного опыта регулирования межбюджетных отношений;
  • — проведение анализа межбюджетных отношений России и Республики Башкортостан;
  • — проведение анализа состояния финансов Российской Федерации.

Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Конечная цель межбюджетных отношений состоит в обеспечении гарантированных каждому человеку и гражданину страны минимальных социальных услуг и достойного уровня жизни.

В бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2011;2013 годах отмечено: «В сфере межбюджетных отношений необходимо обеспечить расширение финансовой самостоятельности муниципальных образований, возможностей их влияния на укрепление доходной базы местных бюджетов». Проблемы обеспечения самостоятельности муниципальных образований обуславливают актуальность изучения сущности и принципов межбюджетных отношений, исследования их проблематики и разработку предложений по их совершенствованию.

Анализ показал, что развитие межбюджетных отношений между Республикой Башкортостан и органами местного самоуправления позволили сохранить стабильность бюджетов муниципальных образований в сложных условиях мирового экономического кризиса, вместе с тем сложившаяся система межбюджетных отношений требует преобразований.

В Республике Башкортостан создана система перераспределения бюджетных ресурсов, базовые принципы организации которой аналогичны принципам организации межбюджетных отношений на федеральном уровне. Главной целью совершенствования межбюджетных трансфертов в республике является выравнивание финансовых возможностей бюджетов муниципальных образований по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. В республике действующие подходы к оказанию финансовой поддержки муниципальным образованиям показали свою эффективность на практике, которые предполагается развивать в среднесрочной перспективе, в том числе за счет использования комбинированной схемы выравнивания бюджетной обеспеченности местных бюджетов, предусматривающей предоставление муниципальным образованиям, наряду с дотациями, значительных средств из Фонда софинансирования социальных расходов с целью стимулирования заинтересованности муниципальных образований в социально-экономическом развитии.

Проведенный анализ основных источников доходов бюджетов муниципальных образований разных типов дает основания заключить, что из трёх типов муниципальных образований относительно благоприятная структура доходов сложилась у городских округов, так как они менее зависимы от поступлений НДФЛ и их зависимость от трансфертов является наиболее низкой. Городские округа исполняют весь спектр полномочий органов местного самоуправления, сосредоточивая основную часть расходов местных бюджетов в сферах правоохранительной деятельности, жилищно-коммунального хозяйства. Функциональная структура расходов этого типа муниципалитетов близка к функциональной структуре расходов местных бюджетов в целом. Распределение средств между муниципальными районами и поселениями характеризуется высокой степенью централизации: расходы в таких ключевых областях, как образование, здравоохранение, социальная политика, национальная экономика практически полностью сосредоточены на районном уровне.

Ключевыми проблемами при этом остаются для муниципалитетов: самостоятельное формирование стандартов оказания бюджетных услуг и определение политики их предоставления. Вторая составляющая данной проблемы вызвана тем, что большая часть действующих нормативов финансирования основана на учете фактически произведенных бюджетных расходов за предшествующие периоды времени и не связана с оценкой реальной потребности на выполнение тех или иных расходных обязательств. В республике выстроена достаточно эффективная система межбюджетных отношений, межбюджетные трансферты в которой распределяются по единым формализованным методикам, утвержденным в законодательном порядке. Однако данная перераспределительная система представляет собой только механизм выравнивания бюджетной обеспеченности по горизонтали. Таким образом, одним из направлений развития межбюджетных отношений является совершенствование методики определения нормативов финансовых затрат на исполнение закрепленных и делегированных полномочий.

Большая группа проблем обусловлена недостатками администрирования доходов. К ним можно отнести отсутствие единой базы налогоплательщиков по местным налогам, сохранение высокого уровня задолженности по налоговым доходам, низкая собираемость налогов, поступающих в местные бюджеты, неполный охват налогоплательщиков. Органы местного самоуправления не имеют действенных рычагов по принятию мер в вопросах улучшения администрирования местных налогов, так как федеральным законодательством таких полномочий им не предоставлено. Закрепленные за муниципалитетами налоги не связаны с производственной деятельностью предприятий, находящихся на их территории, что исключает прямую заинтересованность местных органов управления в развитии экономики муниципальных образований с целью увеличения собственной налоговой базы.

В группу проблем можно объединить проблемы, связанные с процессом информационного взаимодействия органов статистики, налоговых и финансовых органов. В этой связи предлагается усилить работу по контролю за достоверностью статистических показателей, предоставляемых органами местного самоуправления; разработать единую систему статистических показателей для органов местного самоуправления, включая сельские поселения, а также обеспечить их открытость.

Таким образом, с целью совершенствования межбюджетных отношений предлагается принятие мер, в том числе по следующим направлениям:

  • — укрепление налогооблагаемой базы муниципальных образований;
  • — проведение мониторинга законодательства в сфере местного самоуправления, с направлением предложений в федеральные и республиканские органы власти в части изменений, затрагивающих интересы муниципальных образований;
  • — осуществление мероприятий, направленных на поддержание в актуальном состоянии налоговой базы по местным налогам, в том числе путем обеспечения полноты учета объектов налогообложения недвижимости, вовлечения в оборот новых имущественных объектов и своевременной их регистрации;
  • — стимулирование увеличения доходной базы органов местного самоуправления в виде выделения грантов;
  • — продолжение совершенствования механизмов стимулирования предпринимательской активности в муниципальных образованиях;
  • — создание совместно с органами местного самоуправления благоприятных условий для привлечения инвестиций, развития малого и среднего предпринимательства;

Органы местного самоуправления в этих целях могут осуществлять:

  • — прямое финансирование инвестиций, которое предполагает размещение на конкурсной основе средств местного бюджета для финансирования инвестиционных проектов, приоритетных бизнес-проектов, в результате реализации которых будут получены эффекты, соответствующие принципам устойчивого развития муниципальных образований;
  • — лизинг, при котором органы местного самоуправления обязуются приобрести в собственность определенное договором имущество у конкретного продавца и предоставить это имущество лизингополучателю за плату во временное пользование для осуществления обозначенных в договоре целей;
  • — льготную аренду недвижимости, другой муниципальной собственности, земли и других природных ресурсов.

Кроме того, органы местного самоуправления могут предоставлять индивидуальным предпринимателям и организациям, осуществляющим инвестиции в муниципальную экономику:

  • — гарантии по кредитам субъектов предпринимательства на инвестиционные цели;
  • — налоговые льготы индивидуальным предпринимателям и предприятиям, реализующим инвестиционные проекты;
  • — поддержку из инвестиционных фондов для целей развития предпринимательства;
  • — муниципальный заказ — органы местной власти вправе заключать договор с предприятиями на выполнение определенных видов работ, финансируемых за счет средств местного бюджета или муниципальных внебюджетных фондов.

Кроме вышеперечисленного органы местной власти вправе осуществить дополнительную эмиссию муниципальных ценных бумаг с целью инвестирования средств в основной капитал предприятий (создания собственности с муниципальным участием), оказать содействие развитию местной инфраструктуры бизнеса: банковской системы, финансовых, инвестиционных, страховых компаний, инвестиционных посредников, консультационных услуг; системы занятости населения (организация центров подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, предоставление средств предприятиям на подготовку и обучение специалистов в области инвестиционного менеджмента), — все это входит в комплекс мероприятий, способствующих росту доходной базы муниципалитетов.

Выбор конкретных мер производится при этом с учетом возможностей органов местного самоуправления влиять на те или иные условия производства и жизнедеятельности.

межбюджетный федерализм местный самоуправление.

  • 1. Бюджетный кодекс Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2010 г. — М .: Омега-Л, 2010. 234с.
  • 2. Федеральный закон от 2 февраля 2009 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 49.
  • 3. Карчевская, С.А. /Развитие финансовой самостоятельности местного самоуправления на современном этапе // Финансы. 2009. № 8. С. 12.
  • 4. Межбюджетные отношения в Российской Федерации в 2009;2011 годах. Материалы семинара-совещания руководителей финансовых органов субъектов Российской Федерации 29−30 мая 2008 года. Уфа: ГУП РБ «Уфимский полиграфкомбинат», 2008. С. 76.(Юрин).
  • 5. Пансков В. Г. /К вопросу о самостоятельности бюджетов // Финансы. 2010. № 6. С. 8.
  • 6. Резолюция III Cъезда муниципальных образований Республики Башкортостан от 30 сентября 2010 года г. Уфа. URL: http://asmo-rb.ru/engine/data/attach/845/sbornik.pdf
  • 7. Шлыгина, Е.В. /Межбюджетные отношения в системе «регион — муниципалитет» // Финансы. 2010. № 91. С. 69.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой