Профессиональная диагностика деловых и личностных качеств руководящих кадров
Профессиональную диагностику нельзя свести к совокупности недостающих знаний, ибо проблема заключается в том, что знания не механически переходят в деятельность и не механически усваиваются. Вот почему описываемая ниже система процедур профессиональной диагностики исследует не только взятые сами по себе качества руководителя как личности, но и как профессионала по управлению во взаимодействии… Читать ещё >
Профессиональная диагностика деловых и личностных качеств руководящих кадров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Эффективное управление персоналом и развитие организации во многом определяются личностными и профессиональными качествами самого руководителя организации, степенью осознания им необходимости учиться самому и способствовать обучению других, чтобы соответствовать постоянно изменяющейся социально-экономической среде.
Проверить квалифицированность руководящих кадров помогает профессиональная диагностика. Профессиональная диагностика представляет собой систему процедур, помогающую руководителю увидеть и оценить в достаточно конкретном смысле свои профессиональные качества и те недостатки в подготовке, которые соответственно можно определить как потребность в обучении.
Профессиональную диагностику нельзя свести к совокупности недостающих знаний, ибо проблема заключается в том, что знания не механически переходят в деятельность и не механически усваиваются. Вот почему описываемая ниже система процедур профессиональной диагностики исследует не только взятые сами по себе качества руководителя как личности, но и как профессионала по управлению во взаимодействии с другими людьми, и в том числе с другими руководителями.
Статика и динамика, потенциал и механизм (способность самореализации) — вот те две взаимосвязанные и взаимообусловленные составные части облика руководителя, его мышление и поведение, которые составляют предмет исследования для профессиональной диагностики. Если потенциал (статика) исследуется с помощью индивидуальных тестов, то способность к самореализации (динамика) — игровыми методами, предполагающими возможность проявить себя в действии — в умении оценить ситуацию, выявить проблему, поставить цель, привлечь к этому внимание других, убедить их, повести за собой, организовать на решение проблемы и достижение поставленной цели, выйти с честью из конфликта и помочь другим, не подавляя их инициативу, умело использовать идеи, заинтересовать и вдохновить на совместную деятельность и во многом другом, чем должен обладать руководитель в своей деятельности [4].
Диагностическая система (ДС) может быть использована следующим образом:
- · для оценки руководителя в процессе конкурсного отбора руководителей, желающих пройти курс обучения;
- · как средство выявления потребностей руководителей в обучении и организации этого процесса;
- · с целью анализа результатов обучения и получения информации для оценки эффективности этого процесса;
- · в качестве средства для получения комплекса данных с профессиональных и личностных качествах руководителей в целях их аттестации.
Диагностическая система включает следующие блоки (модули):
A: Три «С»: самоопределение, самопредставление и самопредъявление.
B: Диагностическая игра (по выбору).
C: Тест «Стиль руководства» и саморефлексия его результатов.
D: Профессиональная диагностика.
E: Контроль знаний: правовых, экономических, управленческих.
F: Исследование интеллекта (три теста).
G: Самовыражение и самоутверждение.
Н: Выбор партнеров и лидера.
К: Собеседование в экспертной комиссии.
Диагностический процесс начинается с того, что все участники садятся полукругом, в центре которого располагается ведущий. Участники должны иметь визитки, которые используются не только по прямому назначению, но и как средство исполнения ряда процедур.
Зал, где проводится диагностирование, должен быть оснащен тремя-четырьмя экранами для плакатов, таблиц и схем, двумя проекторами, телевизионной техникой для видеозаписи процесса, микрофонами для усиления и магнитной записи того, что говорится участниками во время исполнения процедур модулей А, В, С и D.
Весь процесс идет непрерывно, кроме перерыва на обед, и потому участники сами должны находить возможность (за счет пауз и личного времени) обеспечивать свое комфортное состояние.
Не допускаются наблюдатели, шумное общение во время исполнения тестовых процедур (модули С, Е и частично во время исполнения отдельных процедур модулей В и D), что относится и к членам команды.
Четкое исполнение процедур, выверенные и согласованные действия всех членов команды положительно влияют на эффект действия, настрой и поведение участников. Сочетание непринужденной атмосферы игрового поведения со строгим регламентом и правилами исполнения процедур помогают получить удовлетворение от этого процесса.