Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Методологические основы исследования систем управления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе функционирования систем управления осуществляется управленческая деятельность. Цели управления выступают в качестве системообразующего элемента. Исходя из методологии, это означает, в целом, что целям должна соответствовать вся система управления и каждый элемент в отдельности. Кроме этого, любой элемент системы также должен соответствовать каждому из остальных. Система управления… Читать ещё >

Методологические основы исследования систем управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие системы управления

Система управления — совокупность взаимосвязанных управляемой и управляющей подсистем, взаимодействующих между собой и внешней средой и участвующих в процессе функционирования по достижению установленных целей.

Объект управления управляемая подсистема.

Объект управления совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, обеспечивающих производственный процесс создания продукции и услуг для достижения определенных целей системы.

Субъект управления управляющая подсистема.

Субъект управления совокупность взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду для достижения целей системы.

Виды систем управления.

Виды систем управления: (12).

  • — стратегическое планирование деятельности организации;
  • — управление управленческой деятельностью;
  • — управление внутренними или внешними коммуникациями;
  • — управление человеческими ресурсами;
  • — управление производственной и обслуживающей деятельностью;
  • — управленческое консультирование;
  • — управление внутренними или внешними коммуникациями.

Стратегическое планирование предусматривает подготовку и реализацию решений, ведущих к разработке конкретных стратегий для достижения целей компании.

Управление управленческой деятельностью предусматривает решения с целью совершенствования профессионализма аппарата управления.

Коммуникации с внешней и внутренней средой затрагивают отношения с поставщиками и потребителями, клиентами, работниками своей компании и населением близлежащих территорий; ориентируют компанию на формирование благоприятной для деятельности компании обстановки.

Управление всегда предполагает наличие двух основных частей: объекта (предмета) управления, на который направлено управляющее действие для его выполнения. Субъекта (органа) управления, который вырабатывает управляющее воздействие для его выполнения и контролирует его исполнение. Если совокупность этих частей образует в процессе своего взаимодействия устойчивую целостность, она называется системой управления. Схема системы управления изображена на рис. 1.1.

Схема системы управления.

Рис. 1.1. Схема системы управления

Организация — это:

  • · внутренняя упорядоченность, взаимодействие, согласованность более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;
  • · совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
  • · объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил (социальная организация).

Схематично организацию и ее внешнее окружение можно представить в виде схемы (рис. 1.2.).

Факторы и переменные внешней и внутренней среды организации.

Рис. 1.2. Факторы и переменные внешней и внутренней среды организации

Цели — это конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться организация.

Различают следующие виды целей:

монетарные цели — это цели, которые можно измерить в денежном выражении;

немонетарные цели — это такие цели, которые не могут быть представлены в денежном выражении.

Всю совокупность целей организации можно разделить на четыре вида или блока:

экономическая цель — это получение расчетной величины прибыли от реализации продукции или услуг;

научно-техническая цель — это обеспечение заданного научно-технического уровня продукции и разработок, а также повышение производительности труда за счет совершенствования технологии;

производственно-коммерческая цель — это производство и реализация продукции или услуг в заданном объеме и с заданной ритмичностью;

социальная цель — это достижение заданной степени удовлетворения социальных потребностей работников.

Совокупность целей организации можно представить в виде дерева целей организации (рис. 1.3.).

Дерево целей организации.

Рис. 1.3. Дерево целей организации

Система целей является основой определения состава функций управления.

Система управления — это определенная совокупность элементов, свойства которых подбираются исходя из характера целей и принципов управления тем или иным объектом.

Понятие «система управления» шире, чем понятие «структура управления», отражающее лишь конструкцию субъекта управления, поскольку «система управления» является комплексной категорией теории управления и включает в себя ряд основополагающих категорий. Структура управления организациями в течении какого-то периода времени остается неизменной (статичной), а процесс управления постоянно изменяется (динамичен), тем не менее меду ними непрерывно существуют организационные связи (кинематические). Без такого промежуточного воздействия, которое материализуется с помощью организационных связей, взаимосвязь структуры и процессов управления может оказаться неорганичной и разорванной.

В процессе функционирования систем управления осуществляется управленческая деятельность. Цели управления выступают в качестве системообразующего элемента. Исходя из методологии, это означает, в целом, что целям должна соответствовать вся система управления и каждый элемент в отдельности. Кроме этого, любой элемент системы также должен соответствовать каждому из остальных. Система управления формируется людьми — субъектами управления для реализации поставленных целей, однако имеет объективный характер, поскольку базируется на законах и принципах. Содержание управленческой деятельности предполагает следующий состав системы управления:

Су = Цу + Пу + Фу + Му + ОСу + Пу + Ту + Т*у + Иу, где:

Цу — цели управления объектом;

Пу — принципы управления;

Фу — функции управления;

Му — методы управления (способ осуществления функций управления);

ОСу — организационная структура управления;

Пу — персонал управления (аппарат управления);

Ту — техника управления;

Т*у — технология управления;

Иу — информация, используемая при выполнении управленческих работ.

Система управления обладает рядом характерных особенностей, независимо от их природы и назначения:

  • 1. Решающую роль в сохранении целостности системы принадлежит информационным связям. Без обмена информацией между элементами такие системы не могут функционировать и сохранять свою целостность;
  • 2. Системы способны переходить в различные состояния в соответствии с управляющим воздействиями. При этом переход не может осуществляться мгновенно, а требует некоторого времени.
  • 3. Существует некоторое множество допустимых линий поведения системы (стратегии), из которых выбирается наиболее предпочтительная. Если возможности выбора линий поведения нет, то управление практически отсутствует.
  • 4. Для системы управления характерны определенные структуры (конструкции), отражающие контуры управления;
  • 5. Системы являются открытыми, т. е. воздействие среды на них и их на внешнюю среду может иметь самые различные природу и последствия;
  • 6. Процесс функционирования систем характеризуется целенаправленностью. Если цель не определена, то управление становиться бессмысленным.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой