Креативная личность.
Методы развития творческого потенциала менеджера
Принимая на работу нового менеджера, работодатель оценивает не только перечисленные в резюме деловые качества и профессиональный опыт, но и личностные характеристики. Для этого кандидата приглашают на собеседование. Проверить креативность специалиста творческой профессии довольно просто: достаточно посмотреть его портфолио. Это относится к менеджерам по рекламе, дизайнерам, журналистам и т. д… Читать ещё >
Креативная личность. Методы развития творческого потенциала менеджера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Особенности креативного человека Термин «креативность» произошел от латинского слова «creatura», что означает создание, творение. Не случайно, говоря о креативности человека, в первую очередь, подразумевается творческая личность, нестандартно и оригинально мыслящая. В это понятие входят и такие качества как гибкость, обучаемость, самостоятельность, стремление находить выход из самых безвыходных ситуаций и т. д.
Креативность становится все актуальнее не только для работников творческих профессий, но и для менеджеров. Все дело в быстром темпе и многоплановости современной жизни, которые требуют умения гибко и творчески реагировать на происходящие изменения. Сегодня ни одна компания не может позволить себе расслабиться: конкуренция чрезвычайно жестока. Именно поэтому работодатели так заинтересованы в людях, которые способны нестандартно мыслить, находить новые идеи и подходы к управлению. В перечнях требований к кандидатам на самые разные должности — от руководителей представительств до менеджеров по продажам — все чаще встречаются креативность и творческое мышление. Креативность на наших глазах становится все более востребованным качеством на рынке труда.
Первоначально креативность менеджеров связывалась со сферой их профессиональной деятельности. Например, считалось, что менеджеры частных фирм креативнее управленцев крупных государственных предприятий, а рекламщики наиболее креативны, чем финансисты. Однако проведенные западными специалистами исследования доказали отсутствие связи между креативностью и сферой деятельности специалиста. Креативность — это внутреннее качество человека, зависящее от его личностных характеристик. Ведь и финансисты нередко внедряют инновации, оптимизирующие деятельность сотрудников.
Чем отличается креативный менеджер? В первую очередь, отсутствием страха перед стереотипами. Он смело рушит устоявшиеся традиции и внедряет инновационные решения. Такой подход к повседневной деятельности позволяет компании не только находиться «на плаву», но и обходить своих конкурентов. Ведь креативный менеджер понимает, что любая технология, новый продукт или вид услуги очень быстро отстают от жизни. Поэтому он не борется с переменами, а предвидит их, принимая нестандартные решения и выводя, тем самым, компанию на передовые позиции.
Принимая на работу нового менеджера, работодатель оценивает не только перечисленные в резюме деловые качества и профессиональный опыт, но и личностные характеристики. Для этого кандидата приглашают на собеседование. Проверить креативность специалиста творческой профессии довольно просто: достаточно посмотреть его портфолио. Это относится к менеджерам по рекламе, дизайнерам, журналистам и т. д. А вот как быть с финансистами, менеджерами по продажам и другими профессионалами, казалось бы, далекими от творчества? На самом деле, тоже не сложно. Следует предложить кандидату в качестве тестового задания какую-либо типичную для определенной компании ситуацию, требующую оперативного решения. Если менеджер действует по стандартной схеме, принятой в данной фирме — это уже хорошо. Значит, он крепкий профессионал. Если же предлагает неожиданную схему действий, которая к тому же позволяет разрешить ситуацию наиболее оперативно или с наименьшими затратами, то перед нами креативный профессионал.
Из вышесказанного следует, что креативность должна базироваться на твердых знаниях и профессиональном опыте, к которым прилагаются гибкий ум и творческое мышление. Взглянув на задачу с разных точек зрения, креативный менеджер сможет предложить ее нестандартное решение. Кроме того, креативные люди, как правило, чрезвычайно харизматичны, а значит, смогут увлечь своими идеями коллектив, что тоже очень важно для менеджера.
Основой креативности является креативное мышление личности, которое определяют, как способность с помощью комбинации разнородных элементов создавать новые значимые знания и формы, имеющие большой социально-экономический эффект.
Как установили физиологи, многие особенности творческого мышления и поведения людей определяются разными функциями и уровнями развития двух полушарий головного мозга человека [9,2].
Если левое полушарие отвечает в основном за последовательные процессы: анализ, логические рассуждения, выводы, планирование, вычисления, способности к точным наукам, кратковременную память и речь. То правое — за непрерывные, параллельные процессы, а именно: за чувства, эмоции, синтез, озарения, долговременную память, способности к языкам и искусству.
Таким образом, левое полушарие человека является в основном аналитическим и логическим, а правое — синтетическим и креативным. В искусстве большую роль играет синтез, в науке — анализ. Согласно этому люди делятся на два основных типа по стилю их мышления или когнитивным различиям. Первый тип — с левополушарным мышлением — предпочитает аналитический, последовательный, логический подход к решению проблемы. Второй тип — с правополушарным мышлением — предпочитает интуитивный, ценностно-ориентированный, нелинейный подход. Таким образом, есть две формы мышления. Логическое мышление получает новые результаты за счет логических выводов и причинноследственных связей. Креативное — за счет синтеза разнородных элементов. Именно креативное мышление в основном определяет развитие общества.
Основные тонкости работы креативного менеджера.
- 1. Креативное (творческое) мышление очень нужно любому менеджеру. Необходимо развивать способность к креативному мышлению у себя и у своих подчиненных.
- 2. Способность творчески мыслить ставит менеджера при общих равных условиях на голову выше других. Эта способность позволяет ему видеть в, казалось бы, несопоставимых предметах и явлениях много того, что объединяет.
- 3. Момент творческого «озарения» часто наступает в условиях релаксации или даже во сне, когда усталый за день мозг отрабатывает все прошедшие через него сигналы, образы, схемы.
- 4. «Озарение» чаще возникает после усиленной мыслительной концентрации на проблеме. «Озарение» вспыхивает внезапно в форме «ага-переживания». Это явление доставляет человеку подлинное счастье, а поэтому выступает мотиватором деятельности.
- 5. Вспышки креативности (творчества) характерны как для отдельно размышляющего человека, так и для группы людей. Ординарные сотрудники, собранные в творческие группы и умело побуждаемые к деятельности, могут делать чудеса. Один человек не может сравниться в мыслительных возможностях с группой.
- 6. Многие работники, оставаясь наедине с собой, переживают муки творчества. У них часто возникают «дикие идеи» по совершенствованию производства. Однако, будучи скромными людьми, они оставляют зародившиеся у них идеи при себе. Таким людям необходима помощь и поддержка. Именно они зачастую становятся генераторами наилучших идей. Лучше всего для реализации всех «диких идей» подходит «мозговой штурм».
- 7. В современных условиях побеждает та система, которая умеет использовать творческие потенциалы и инициативу всех своих работников. Резолюции, проведенные голосованием, обычно оставляют за бортом наиболее ценные и необходимые обществу идеи. В условиях рыночной экономики должна приниматься во внимание любая идея, приносящая хоть какую-нибудь пользу [17].
Творческий процесс.
Многие авторы творческий процесс представляют как последовательность следующих этапов [7,9]:
Постановка проблемы (задачи) Подготовка (изучение задачи, сбор, классификация и анализ информации, прогнозирование) Поиск решения, инкубация (логическая и подсознательная обработка информации) Озарение (новая идея, синтез, решение задачи) Верификация и оценка (осмысление и анализ полученного результата) Презентация (доведение полученного результата до заинтересованных целевых аудиторий в наилучшем виде).
Кроме этого творческий процесс имеет две фазы:
Дивергентная. Когда формулируются различные варианты решения проблемы Конвергентная. Когда проводится анализ и выбирается лучшее решение.
В творческом процессе участвуют оба полушария, реализуя творческий цикл «сбор информации — анализ — синтез». При этом левое полушарие в основном работает осознанно, а правое — неосознанно. Результатами работы левого полушария являются анализ и выводы, а правого — синтез и озарение.
Препятствия проявления креативности.
Даже изначально креативные люди могут столкнуться с барьерами, блокирующими проявления креативности. К таким барьерам, например, относится окружающая обстановка, не располагающая к творчеству.
В коллективе должен быть благоприятный психологический климат. Нервозность и стрессы не способствуют развитию креативности. Кроме того, менеджер должен быть уверен в надежности и стабильности компании. Ни один человек не способен творчески мыслить в ситуации неизвестности или страха перед завтрашним днем.
Другой барьер — неправильная оплата труда, когда менеджер боится допустить ошибку и лишиться бонуса. Нельзя оплачивать каждый шаг специалиста. Это автоматически блокирует способность мыслить креативно, поскольку сдерживает рискованные поступки, без которых невозможны революционные изменения. Менеджер должен понимать, что его труд оплачивается справедливо. Тогда он, не думая ежедневно о размере компенсации, сможет выдавать творческие идеи.
Блокирует креативность и недостаток времени. В условиях цейтнота человек не может сконцентрироваться на поставленной задаче, а соответственно, проникнуть в ее суть. Впрочем, слишком большое количество времени тоже негативно сказывается на креативности, поскольку вызывает скуку. Необходимо найти «золотую середину» и устранить все отвлекающие от решения задачи факторы.
Негативное влияние на креативность оказывает и атмосфера соревнования. Для получения наиболее успешного результата необходима командная деятельность и сотрудничество. Если команда идет к одной цели, она быстрее достигнет успеха, нежели каждый будет стараться тянуть одеяло на себя. Поэтому если в команде, например, 2 креативных сотрудника, лучше направить их деятельность в разные направления. И обязательно поощрить работу каждого из них.
Таким образом, можно отметить, что затрудняют творческую деятельность стрессовые ситуации. Без стресса человек не может существовать в принципе, поскольку стресс является неспецифической реакцией на любое сильное воздействие, он активизирует и мобилизует нас на решение задач, в том числе творческих. Все дело в его уровне. И у каждого из нас есть свой уровень стресса, который блокирует креативные способности. Такая закономерность имеет под собой объяснение в физиологии мозговой деятельности. Под корой полушарий головного мозга находятся более древние участки — лимбическая и рептильная зоны. Первая отвечает за чувства, вторая активизируется, когда нам что-то угрожает. Именно рептильная зона позволила древнему человеку выжить, поскольку в ответ на все сильные раздражители вынуждала его либо бежать, либо нападать. Активизация этой зоны блокирует работу коры головного мозга, человек физически не способен творить, когда находится в состоянии сильного стресса, испытывает страх либо чувство безысходности. И это следует учитывать тем, кто руководит творческими командами либо отдельными криэйтерами.
Стимулирование и развитие креативности.
Креативность, как и любое качество характера можно развивать и стимулировать. В каждом из нас заложены потенциальные способности, которые при грамотном подходе можно раскрыть. Что для этого нужно?
Очень важен благоприятный психологический климат в коллективе. Человек может работать творчески только там, где хорошо себя чувствует. Для этого ему требуется как можно больше свободы и самостоятельности. Необходимо максимально задействовать знания и навыки сотрудников, предоставить им возможность самореализации. Особенно важна минимизация стрессовых ситуаций, их предотвращение либо быстрое разрешение возникшей проблемы. Нельзя забывать об обучении персонала. Для развития креативности постоянно нужна новая информация, которую можно получить на конференциях, тренингах и семинарах. Удачные предложения и идеи обязательно должны поощряться. И не следует бояться похвалы — для креативных людей очень важна оценка их труда. Порой даже важней, чем материальные стимулы. Вышесказанное относится не только к потенциально креативным сотрудникам, но и к тем менеджерам, нестандартность мышления которых не вызывает сомнений. Работодатель должен четко осознавать, что креативность сотрудников во многом позволяет компании оставаться конкурентоспособной. А значит, это качество необходимо всячески развивать и культивировать [15].
Вывод: В связи с условиями жесткой конкуренции на современном рынке товаров и услуг работодатели многих компаний заинтересованы в людях, которые способны нестандартно мыслить, находить новые идеи и подходы к управлению. Уровень нашей креативности не определяется наследственными факторами, а формируется под влиянием среды, более того, он может изменяться как в одну, так и в другую сторону в течение жизни. Спады в креативности в основном связаны либо с уменьшением ее востребованности, либо со стрессовыми ситуациями. Именно поэтому становится актуальным развитие и стимулирование творческого потенциала. Для этого создано множество различных методов. Творческий процесс является неотъемлемой частью деятельности менеджера. Но параллельно с развитием и стимуляцией проявления креативности существуют и блокирующие факторы. Так, напрмер, неблагоприятная обстановка в коллективе может негативно сказаться на результатах творческой деятельности персонала. Для этого управленцам необходимо следить за выполнением определенных условий, противостоящим подавлению проявления креативности. Результатом этого будет отлично слаженная команда и ее огромный творческий потенциал.